«Зеленоглазое такси, притормози, притормози…», – пел Михаил Боярский в известной песне. Если в прежние времена такси чаще «ловили», то сейчас вызывают.
Для этого даже звонить никуда не нужно – достаточно зайти в приложение на смартфоне. Доступность этого вида транспорта – дело хорошее. Но есть ли в этой сфере порядок?
Проверить и пожаловаться
Рынок частных перевозок в регионе огромен. Его пытаются регулировать, и уже есть успехи. Однако при этом до сих пор далеко не все водители работают легально.
Давайте сначала разберёмся, что значит работать легально.
В этой сфере существует лицензирование. Проверить наличие лицензии на тот или иной автомобиль (тут стоит запомнить именно этот момент – её выдают на машину) можно онлайн, в системе «АИС Таксомотор Пермского края». В ней собран реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории региона. Чтобы проверить легальность перевозчика или пожаловаться на его работу, достаточно открыть браузер в Интернете и вбить в адресной строке номер такси, которым вы воспользовались. Минтранс заключает с крупными агрегаторами соглашение, что те передают в реестр проверенную и полную информацию об автомобилях.
«В 2019 году соглашения были заключены с сервисами заказа такси «Везёт», «Ситимобил», «Яндекс. Такси». Но в октябре 2020 года Минтранс Пермского края расторг соглашение с «Яндекс. Такси», потому что данные о подключенных транспортных средствах к системе агрегатор не передавал в ведомство. Либо передавал, но частично, – пояснила заместитель начальника отдела автомобильного транспорта краевого Минтранса Татьяна Симакова. – На сегодня ежегодный прирост легальных перевозчиков – 30 %. Это достаточно хороший показатель. Однако нелегальных таксистов меньше не становится. Недобросовестные агрегаторы подключают таких перевозчиков без наличия разрешения».
Лицензия на «железо»
Тот, кто работает на рынке такси, говорит, что эта отрасль до сих пор наполовину «серая». Почему многие водители не торопятся работать легально? Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что есть несколько причин.
«Главная в том, что наличие разрешения на деятельность не даёт практически никаких преференций водителю такси: нет системы поощрения легальной деятельности, – говорит Ирина Зарипова. – Чтобы получить разрешение, водитель должен зарегистрироваться в качестве ИП, представить необходимые документы, оплатить пошлину. Получив разрешение, перевозчик обязан соблюдать нормы транспортного законодательства. Это значит, что каждый раз перед выходом на линию ему необходимо получить путевой лист: провести техосмотр автомобиля и пройти медосмотр. Из-за отсутствия должного контроля и надзора за данными обязательствами перевозчиков часть водителей работает нелегально. Следующая причина: у большинства водителей такси есть основная работа. И перевозка пассажиров – это для них подработка, поэтому они не считают нужным регистрироваться. Ещё одна причина – незнание, как работать легально. И это несмотря на то, что такую информацию найти очень просто».
Водитель такси Дмитрий работает в этой сфере примерно 15 лет, успел посотрудничать со многими агрегаторами. Трудится он легально. Работает в парке, выходит в рейс после медицинского осмотра и техосмотра автомобиля.
«Всеми правилами озабочены ответственные парки, в частности тот, где работаю я. Но сейчас на рынке существуют парки, у которых нет офиса в Перми. Или люди просто покупают машину и сдают её в аренду водителям. Какая тут может быть проверка? Они не будут себя утруждать тем, чтобы платить медику, механику, диспетчеру, – говорит Дмитрий. – Как убрать недобросовестных перевозчиков с рынка? Мне кажется, что нужно менять законодательство. Лицензию сейчас получает не водитель. Её выдают на транспортное средство. Понимаю, что таксопарку выгоднее лицензировать именно машину, но это не совсем правильно. Во-первых, лицензию должен получать именно сам человек, чтобы было понятно, кто водитель, какой у него опыт. В Европе, например, так и делают. Лично я даже прошёл бы дополнительное тестирование при необходимости».
Кто несёт ответственность?
Чтобы понять, кто несёт ответственность в случае возникновения проблем, стоит понять, как устроены взаимоотношения агрегаторов и водителей (всё-таки львиная доля водителей сотрудничает с крупными компаниями).
«Агрегаторы заключают договор или с юридическими лицами, или с ИП. Если агрегатор заключил отношения с юридическим лицом, то у организации есть водители, которые выполняют заказы агрегатора. Если договор с индивидуальным предпринимателем, у которого есть свой автомобиль и разрешение, то он самостоятельно ездит на заказы. Бывает, что у ИП есть водители, которые выполняют заказы агрегатора, – пояснила Ирина Зарипова. – Что касается ответственности в случае ДТП, то существует обязательная система страхования по ОСАГО. В случае, если виноват водитель такси, то при ущербе здоровью пассажир получит выплату. Дополнительно крупные агрегаторы страхуют жизнь и здоровье пассажиров и водителей на сумму до 2 млн рублей. Такая система есть у сервисов «Яндекс» и Uber. У «Ситимобила» тоже есть специализированные программы по компенсационным выплатам.
Что касается ОСАГО, то работники сферы перевозок говорят о том, что и тут не всё просто. Страховщики либо отказывают в страховании автомобилей такси (конечно, не напрямую, используя разные уловки), либо затягивают сроки. Есть версия, что полисы ОСАГО для такси невыгодны страховым компаниям. Стоимость у них небольшая, а ДТП с такси происходит немало. В итоге нелегалам всё равно – они и без страховки ездят. А вот у законопослушных автопарков и водителей проблемы и простои».
Есть свои нюансы и при компенсации убытков со стороны агрегаторов. В краевом Минтрансе пояснили, что агрегатор – это, по сути, служба по заказу такси. Никаких обязательств она не несёт.
«Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси». Он как раз направлен на ответственность за обеспечение безопасности пассажиров, – говорит Татьяна Симакова».
Кто же сейчас несёт ответственность в случае ДТП? Как быть и к кому обращаться? В Общественном совете по развитию такси рекомендуют сначала обратиться к агрегатору. Во время рассмотрения заявки будут изучать возможные причины произошедшего ДТП: проходил ли водитель такси медицинский осмотр, а его автомобиль технический осмотр, был ли водитель трезв, не нарушал ли он ПДД. По судебной практике, ответственность за ДТП несёт таксопарк, то есть то предприятие, которое принимает водителя на работу, контролирует его, организовывает процедуру выпуска авто на линию.
Какого цвета такси?
В качестве одного из инструментов регулирования рынка в регионе рассматривают вопрос о едином цвете для всех автомобилей такси. Чаще всего в качестве обязательного основного цвета кузова такси оговаривается желтый.
«Пермский край - не единственный субъект Российской Федерации, который воспользовался правом на установления цветовой гаммы кузова автомобилей такси (данная норма установлена частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ).Единый цвет для автомобилей такси установлен в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ростовской и Амурской областях, республике Бурятия и Ставропольском крае (до 2019 года включительно), – пояснила Татьяна Симакова. – Установление единого желтого цвета послужит в первую очередь гарантом безопасности. В этом случае пассажир, который садится в такси желтого цвета может быть уверен, что перевозчик легальный, соответственно, на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению транспортным средством для перевозки пассажиров. Так же единый желтый цвет поспособствует лёгкой идентификации транспортных средств такси в общем потоке автомобилей, что послужит плюсом в преддверии 300-летия основания города Перми, когда Пермский край примет огромный поток туристов».
Как пояснили в митрансе, требование к единому цвету кузова автомобилей такси вступит в законную силу с 01 июня 2022 года. В министерстве подсчитали, расходы на обклейку автомобиля – в среднем 12 тысяч. По мнению минтранса сумма вполне посильная. К тому же здесь считают, что соответствие автомобиля установленной цветовой гамме будет давать приоритет в распределении заказов у тех же агрегаторов такси, что положительно скажется на доходной части перевозчика.
Что думают об этой инициативе сами перевозчики? В одном из автопарков пояснили, что на самом деле оклейка автомобиля стоит несколько больше. Примерно 15 тысяч рублей –это самый дешёвый вариант, выполненный на обычном, среднем автомобиле эконом-класса. Когда автомобилей в парке много, то расходы оказываются довольно большими.
«Мне без разницы на какой машине ездить – а вот что касается собственника автомобиля, то разница есть. Им цвет может быть и интересен, но это же дополнительные вложения. И готовы ли будут вкладывать деньги автопарки я не готов сказать», – говорит Дмитрий.
В общественном совете такси также пока сомневаются в эффективности этой меры.
«В какой-то степени, это определенное копирование инициатив Москвы, – говорит Ирина Зарипова. – В Москве машины такси действительно выделяются в потоке. Но нельзя забывать, что Москва — это город федерального значения, город с большим потоком туристов и с большим количеством населения. В Москве, у такси, кроме требований к желтому цвету, есть ряд преференций: выделенные полосы, бесплатные парковки, Москва субсидирует процентную ставку по лизингу, чего нет в регионах. Соответственно, если мы говорим о введении цветовой гаммы на территории Пермского края, не будем забывать, что кроме Перми, большого города, есть еще и муниципалитеты. Чтобы предпринимателям из муниципалитетов соответствовать требованиям желтого цвета, им будет необходимо окрасить автомобиль, или оклеить желтой пленкой. Стоимость таких затрат примерно 30000 - 50000 руб. Возникает логичный вопрос: какие преференции получит предприниматель Пермского края, если он исполнит требование и перекрасит автомобили в желтый цвет?».
В общественном совете говорят, что ряд регионов, которые вводили это требование, потом его отменили. Связано это с последовавшей делегализацией отрасли – значительно сократилось количество выданных разрешений. Перевозчики отказывались нести расходы на смену цветовой гаммы, взамен не получая никаких преференций. Предприниматели стали уходить в нелегальный бизнес.
Сколько нарушений?
Инспектор отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми Татьяна Каюмова:
«В 2020 году в Перми зарегистрировано 14 аварий по вине водителей легкового такси, в которых получили травмы 17 человек. С целью стабилизации аварийности с участием такси сотрудники отдела ГИБДД ежедневно проверяют транспортные средстве с атрибутикой такси. В прошлом году сотрудники отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми провели 28 совместных мероприятий с представителями Министерства транспорта Пермского края. Во время проверок осмотрели 1037 транспортных средств с логотипами «Такси», выявили 104 нарушения ПДД, привлекли к административной ответственности 24 юридических и 125 должностных лиц (индивидуальных предпринимателей)».
Как сделать «серый» рынок «белым»?
Руководитель таксопарка Александр Петров:
«Водитель может заключить договор с парком или сервисом, но при этом никто его не обязывает получать лицензию. Нет ни поощрения, ни санкций, условия обязательного наличия лицензии нет и у агрегаторов. Иными словами, водитель может просто скачать приложение, зарегистрироваться и перевозить пассажиров. Лицензия означает дополнительные затраты для её обладателей. Нелегалов при этом никто не контролирует. Согласен, что нужно менять систему лицензирования. Сейчас её может получить только юрлицо – ИП или ООО. И выдают её на машину. А я считаю, что надо делать именно на человека. Водитель в этом случае будет полностью защищён от проблем с законом, пассажир будет на 100 % уверен, что за поездку несут ответственность водитель и перевозчик (владелец автомобиля). Сейчас во всех случаях крайним всегда остаётся водитель. Мы неоднократно обращались к правительству, депутатам, чтобы как-то изменить ситуацию. Хотим организовать круглый стол с участием правительства, страховых компаний, перевозчиков».