Примерное время чтения: 11 минут
2520

Наша Амазонка. Юные экологи раскрыли тайны удивительной пермской реки

Сюжет Пермь - мастерская будущего - 2021

Одна из особенностей Перми - множество малых рек. Есть среди них и уникальная речка Гайва. Она считается одной из самых чистых, а ещё по ней можно сплавляться. Несмотря на долгую историю, река продолжает притягивать внимание исследователей.

Заинтересовала она и ребят из школы №132, участников конкурса экологических проектов «Пермь – мастерская будущего», который на протяжении 15 лет проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».  Юные экологи на протяжении года изучали водоём и сняли два фильма – исследовательский и по мотивам своей работы.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Краснокнижная река

Школу и конкурс связывает многолетняя дружба. Каждый год ребята из 132-й становятся победителями и воплощают в жизнь свои интересные проекты. Подход к выбору тем для исследований серьёзный.

«Так как в последнее время в Перми много внимания уделяют долинам малых рек, их рекреационном ресурсе, мы решили обратить внимание на Гайву и изучить экологическую ситуацию на этом водоёме. В 2019 году мы с ребятами участвовали в экологическом сплаве «ОбереГайва». Была весна, чудесное время для путешествий по реке. Тем более, речка находится в черте города. То есть не надо ехать куда-то далеко на сплав, всё здесь, в Перми. Надо гордиться тем, что у нас есть такая возможность. Тогда мы и влюбились в Гайву, – рассказывает педагог и руководитель проекта Валентина Буравлёва. – В этом году мы вновь приняли участие в экологическом сплаве, после чего и решили, что наш проект посвятим именно этой реке. Мы с ребятами занимаемся изучением растений на берегах и животных-обитателей этой речки. К примеру, исследовали бентос (это совокупность организмов на дне водоёма). Гайва уникальная река. Весной она образует пойменные озёра. После, когда она возвращается в привычное русло, они остаются. В этих озёрах кишит жизнь, они очень интересны для зоологов».

Гайва – одна из самых чистых рек нашего города. Она поражает своей красотой. Особенно чарующе река выглядит осенью. Разноцветные листья деревьев органично выделяют петляющее устье реки. Если посмотреть на неё сверху, то она может напомнить Амазонку. Отсюда и название проекта. В фильме ребятам удалось передать всю красоту Гайвы и тронуть зрителей искренним и детальным подходом к изучению темы. Школьники рассказали о природном многообразии водоёма и своих впечатлениях.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Уникальность проекта в том, что над ним работали ребята разных возрастов – от учеников начальной школы до старшеклассников. Помогали даже выпускники.

«Несмотря на то, что эти ребята окончили школу, они остаются с нами сердцем и душой. К примеру, наш выпускник Данил Болтов делал съёмки с коптера, а монтаж помогал делать его друг Георгий Павелкин. У нас сильная, хорошая и слаженная команда», – говорит Валентина Буравлёва.

Дружная работа операторов, монтажёров и исследователей выросла в великолепный фильм, который по уровню тянет на взрослый документальный фильм.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Вместе весело сплавляться

По словам руководителя проекта, уникальность Гайвы также в том, что там есть растения и животные, которые занесены в Красную книгу Пермского края. Осенью ребятам удалось увидеть клин журавлей (серый журавль занесён в приложение Красной книги Пермского края). И это только кусочек впечатлений, которые получили школьники.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

К примеру, четвероклассник Виктор Щёкин занимался пробами.

«На пойменном озере я с помощью сачка ловил обитателей. Поймал улитку-катушку, личинок насекомых и червей. Я почувствовал себя настоящим исследователем», – рассказывает Витя.

Впечатлил мальчика и сам сплав, командная работа. «Мы плыли и не сдавались. Встретили много птиц – уток, цапель, журавлей. Птицы очень красивые, было здорово их увидеть», – говорит школьник.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Алий Алиев учится в третьем классе. Он тоже в восторге от изучения реки Гайвы. «Мы выходили на берега, собирали мусор. Изучали природу», – говорит он. Семья Алиевых – многодетная (четверо детей и мама). Она активно участвует в жизни школы и присоединяется ко всем экологическим инициативам.

Василий Вертишев учится в шестом классе. В команде он отвечал за изучение истории реки.

«Есть несколько вариантов происхождения названия этой реки. Одна из версий, что «гай» – это эхо, а «вай» – вода. То есть получается вода с эхом. Вторая версия заключается в том, что «гай» с коми-пермяцкого переводится как птица. То есть Гайва может означать «птичья река». Река очень интересная. В ней очень много видов рыб, даже редких. К примеру, белопёрый пескарь и подкаменщик обыкновенный», – рассказывает Василий.

Есть несколько вариантов происхождения названия этой реки. Одна из версий, что «гай» – это эхо, а «вай» – вода. То есть получается вода с эхом. Вторая версия заключается в том, что «гай» с коми-пермяцкого переводится как птица. То есть Гайва может означать «птичья река».

Иван Юрлов тоже шестиклассник. Он изучал, насколько Гайва чистая река.

«Мы уже провели опыт с листьями разных растений, которые росли на берегах. Специально размяли их, сделали жидкость и полили семена. Многие из них проросли. Это значит, что листья накопили мало грязи из атмосферы, что доказывает, что Гайва – экологически чистая река», – объясняет Иван.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

 

Старшеклассница Мария Федосеева признаётся, что проект и конкурс подарили ей колоссальные эмоции.

«Это было невероятно. Мы воплотили в жизнь настоящий проект – прописали всю концепцию, составили смету и шаг за шагом сделали всё для того, чтобы наша идея стала реальностью. Это классная прокачка навыков. Мы смогли применить знания по проектной деятельности на практике. Появился серьёзный опыт и в научной деятельности. Я занималась изучением птиц. На Гайве их обитает более 30 видов! Природа там невероятно красивая, нетронутая, хрупкая. Наши педагоги говорят, что это учебник биологии во плоти. И это действительно так», – рассказывает Мария.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Большие горизонты

Работа, которую сделали ребята и учителя в этом году – это только первый шаг.

«Мы всегда делаем долгоиграющие проекты. К примеру, болота Соликамского района изучали пять лет. Планируем, что и Гайву будем изучать долго. Тем более, что этот водоём полон тем для исследований. В перспективе – добраться до истока этой реки, в Добрянский район. Хотим провести сравнительный анализ воды, почвы, растительных сообществ и т.д.», – объясняет Валентина Буравлёва.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Школьники и педагоги говорят, что без поддержки лукойловцев всех чудесных проектов бы не случилось.

«Огромная благодарность и респект конкурсу и предприятию. Благодаря поддержке лукойловцев мы смогли купить катамаран, на котором несколько раз сплавлялись по Гайве. А сколько сплавов впереди! Сходим на речку и зимой – будем изучать следы зверей, – рассказывает руководитель проекта. - За эти 15 лет дружбы с предприятием «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мы очень много приобрели. Причём не только материального (у нас появилось очень много полезного оборудования для исследований). Без многих предметов работа в поле просто невозможна, а школа не всегда может позволить себе покупку дорогостоящих инструментов и техники. Очень ценим и уважаем заботу предприятия. Но огромное значение у нематериальной составляющей конкурса. Ребята приобрели знания, испытали положительные эмоции. Конкурс уникален тем, что ему удалось создать содружество. Мы дружим с участниками из других школ, обмениваемся опытом. Благодаря публикациям в СМИ о нас знают жители. Это очень важно и ценно».

То, что ребята будут продолжать изучение реки Гайвы, вовсе не значит, что им нечем будет удивить нас в следующем году. Школьники много лет доказывают, что могут найти интересный поворот в любой теме. А то, какой результат у них получается по итогу, всегда трогает сердца пермяков.

Комментарий

Помощник генерального директора по связям с общественностью предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк:

«Самые активные участники, которые с нами уже много лет – это ученики школы №132. Это школа с углублённым изучением предметов естественно-экологического профиля. Так получилось, что они с нами с самого начала конкурса. В этом году сразу два их проекта стали победителями. Они знают путь к сердцу конкурсной комиссии, в которую входят эксперты в сфере экологии. Умеют поразить нас темами проектов и результатом работы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах