1106

Учитесь любить! Елена Бачева о кризисе семьи и ее возрождении

Анастасия Котельникова / АиФ

«Сегодня во многих семьях не умеют любить. От этого все беды», – считает Елена Бачева, ректор некоммерческой организации «Академия родительского образования».

Она безвозмездно ездит в женские колонии. Ее ждут семьи в самых отдаленных Прикамских уголках. Она находит общий язык даже с самыми трудными детьми. Со всеми она говорит об одном – о любви.

Пробудить душу

Анастасия Котельникова, «АиФ-Прикамье»: – Уполномоченный по правам ребенка в крае привел такую статистику: Прикамье на 3-м месте по количеству сексуального насилия над детьми. Растет и подростковая преступность. Почему, несмотря на работу соцпедагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, проблема не решается?

Елена Бачева: – Мы работаем со следствием, а не с причиной. А причина в том, что отсутствует любовь в семье, диалог. Ребенка не понимают. А как это сделать, если сами взрослые себя не понимают? И ребенок бежит из дома. Уходит в плохие компании.

Досье
Елена БАЧЕВА родилась 30 июля 1951 г. в Перми. Окончила филологический факультет Педагогического института. Руководитель краевой общественной организации «Родительский дом». Член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ. У нее двое детей и трое внуков.

Проблемы детей – это в первую очередь проблемы родителей. Исследования подтверждают: ребята повторяют образ жизни и мысли своих родителей на 90-95%. Мы любим так, как любили нас. На уроках семейной любви стараемся пробудить даже у благополучных мам и пап душу, чувства. Подсказываем, что ребенку нужны объятия: это подкрепляет его иммунную и нервную систему. Он реже болеет. Ребенку необходимо чувствовать себя значимым. 

Мы просим семьи сделать свое родословное древо, узнать, откуда появилась их фамилия. Изучение своего рода – очень важная вещь. Работа над древом сплачивает всех. Пара, к примеру, прожила вместе 15 лет, и только сейчас супруги узнают друг о друге. 

За последние годы количество предметов в школе увеличилось в три раза. А лучше образование не стало. Потому что не дают главного знания – о самом себе. В прошлом году проводили опрос среди российских ребят в возрасте от 14 до 21 года. Выяснилось: у них уже было в среднем 7 половых партнеров! А что они знают о любви? Только то, что им рассказывает с экрана Анфиса Чехова. Ставится знак равенства между «заниматься любовью» и «любить». А мы с ними выстраиваем шкалу нравственных ценностей. 

Курсы для молодоженов 

– Известно, что Россия на 1-м месте в мире по социальному сиротству. Специалисты говорят, причина – в безответственности родителей. Вы согласны?

Е.Б.: – Это действительно беда. Если вспомнить советскую школу, там было много хорошего и доброго. Государство полностью брало на себя ответственность за воспитание детей, максимально освобождало родителей. Сегодня это аукнулось отрицательно. По всем документам ребенок принадлежит семье. Она несет за него ответственность. Но нередко от родителей мы слышим: «Я накормила, одела, а вы, педагоги, работайте!». 

Не стоит, конечно, причины кризиса семьи полностью перекладывать на политический строй. Но четверть века мы не можем договориться: что такое хорошо, а что плохо. 25 лет назад смели все идеалы, а новых не сформировали. Кто сейчас герой?

Незарегистрированные гражданские браки – тоже показатель нежелания брать ответственность на себя за свою семью. Это сказывается и на детях. Институт семьи начал разрушаться. Мы решили создать в Прикамье «родительские университеты» там, где рождается семья. Подключаем загсы: пусть при них будут небольшие курсы для молодоженов. Женские консультации, поликлиники, дошкольные и школьные учреждения, дома культуры – и туда идем.

– «Академия родительского образования» работает в крае 6 лет. Есть реальные результаты?

Е.Б.: – С нами сотрудничает около 40 школ края. Мы не коммерческая организация, можем только предлагать свой опыт школам, детсадам. Важно, чтобы инициатива была.

В п. Частые, например, работает программа по воспитанию добропорядочного семьянина. Местные жители сами проводят конкурсы: «Мама года», «Теща года» и т. д. Показывают положительные примеры, идеалы. Эти соревнования – своеобразные технологии по формированию обобщенного позитивного образа семьи. Вот результат: пьющих в селе стало меньше, преступность сократилась, как и количество сирот. 

Надо, чтобы сегодня все поняли: заниматься родительским образованием выгодно. От этого хорошо всем. Дети счастливы, их воспитывают любящие родители. У самих мам и пап появляется уверенность, что в старости дети их не оставят. У чиновников отпадает проблема, как решить социальные болезни. Канада, к примеру, подсчитала: один доллар, вложенный в родительское образование, сохраняет стране $14. Давайте заниматься хорошими детьми, тогда и трудных будет меньше.

О проблемах за чаем

– А как складывается  работа с трудными семьями и детьми? Есть ощущение, что до сих пор используется метод вызвать на ковер, отчитать, припугнуть. 

Е.Б.: – Сложные семьи нуждаются в диалоге, а с ними по-прежнему разговаривают свысока. Читают нотацию, учат жить. А не про это надо. Разговор должен быть о том, что у человека болит. 19 марта в Верх-Рождественской школе, Частинского р-на, прошел урок семейной любви для приемных родителей и семей, находящихся в социально опасном положении. За пирогами и чаем обсуждали их проблемы. Плакали все: и дети, и родители. Взрослые признались: с ними так по-человечески никто никогда не говорил.

В Америке специально для семей бывших осужденных есть курсы: государство обучает оступившихся быть хорошими родителями. У нас в регионе за такую работу по собственной инициативе взялась межпоселенческая библиотека Чернушки. За три года только один человек пропустил одно занятия, остальные все ходят. Причем с удовольствием.

Радует, что в последнее время в крае появляется все больше заинтересованных и здравомыслящих родителей. Значит, меньше будет деструктивных семей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах