Многие мечтают уехать из Перми. Дескать, здесь, вдали от столицы, нельзя сделать что-то масштабное и новое. А если хочешь покорить мировую арену, то надо уезжать и из страны, в Америку, – туда, где мечты становятся реальностью.
Специалист в области компьютерных технологий Дмитрий Шуваев не согласен: придумать проект мирового уровня и работать с несколькими странами можно и дома.
Пять лет назад три молодых человека захотели сделать мир чуточку лучше. Они решили бороться с сетевым пиратством. Тогда власть еще и не думала вмешиваться в процесс незаконного распространения медиапродукции в Интернете. Фильмы, книги и музыка попадали в руки любого желающего через торренты (бесплатный обмен любыми файлами. – Авт.), нарушая все права обладателей. Молодые разработчики придумали, как бороться с незаконным скачиванием. Но вскоре поменяли предмет своего изучения. Они решили не блокировать незаконное распространение фильмов, музыки, игр и книг, а изучать, что именно и где скачивают пользователи.
Поменяли вектор разработки
Ольга Семенова, «АиФ-Прикамье»: – Почему вы решили уйти от борьбы с пиратством и сфокусировать внимание на изучении этих самых пиратов?
Дмитрий Шуваев: – Мы переключили внимание на изучение аудитории торрентов по нескольким причинам. Во-первых, борьбой с пиратством в Интернете занялось государство. Во-вторых, мы поняли, что торренты недооценивают. Несмотря на их негативный имидж, при правильном подходе файлообменники – хороший маркетинговый канал. Скачивая что-то, человек показывает свою заинтересованность в контенте определенной категории, жанра. А это значит, что ему можно предлагать новые продукты. Этот сегмент рынка не охвачен. О людях, «сидящих» в торрентах, никто ничего не знает. А это 250 млн пользователей, которые могут стать потенциальными покупателями тысяч товаров. И мы занялись исследованием аудитории файлообменников, сбором информации об их предпочтениях.
– Кому будут полезны эти данные? Кто ваш потенциальный клиент?
Д.Ш.: – Эта информация будет интересна правообладателям, компаниям, которые выходят на новый рынок. Например, американская компания хочет выйти на рынок компьютерных игр Бразилии. Поэтому ей надо знать, какие игры скачивают бразильцы, с какой динамикой. Рекламные же компании будут продвигать новые продукты. К примеру, мы знаем, что пользователь – фанат фильмов ужасов. Тогда ему покажут рекламный баннер нового хоррора (жанр в кино и литературе. – Авт.). А если он поклонник «Звездных войн», предложат рекламу новых световых мечей в интернет-магазине. Файлообменники – дополнительный маркетинговый канал, который сейчас абсолютно недооценен.
Слежка во благо
– Получается, вы следите за пользователями, которые скачивают что-то с файлообменников, а потом продаете эти данные о них?
Д.Ш.: – Прежде всего, мы не следим за пользователями. Все, что мы знаем, – это IP-адрес и информация. Соцсети собирают ее гораздо больше. Конечно, большинству пользователей не нравится, что за ними следят. Но если это наблюдение во благо, чтобы улучшить твою жизнь и предложить тебе новый продукт, то почему бы и нет?
– На какой стадии разработка сейчас? Уже есть идеи, кому предлагать услуги?
Д.Ш.: – Сейчас мы выходим на рынок продажи данных как на регулярной основе крупным компаниям, так и с точки зрения разового предоставления информации. Мы запустили сервис Oppty, который по подписке дает возможность обозревать рынок. Можно выбрать страну, контент, наименование и посмотреть, каковы тенденции скачивания в выбранных категориях. Сейчас рынок продажи данных велик и продолжает расти. К примеру, 40 млрд долларов уходит только на рекламу медиаконтента – фильмов, музыки, книг. И мы планируем успешно на этот рынок выйти. Там не много конкурентов. Нам встретилось несколько компаний, которые так или иначе занимаются тем же делом, что и мы, но в соседней сфере. У нас же более глубокое и точное исследование. Мы первые, кто вообще предложил технологическое решение по работе с торрентами. Сейчас мы развиваем его на существующей платформе и смотрим, кому и как предложить. В России же никто этим не занимается.
Россияне – лидеры
– Грозит ли ваша разработка пользователям, которые скачивают что-то с помощью файлообменников?
Д.Ш.: – Нет, ничем не грозит. Мы просто будем знать о них чуточку больше. При этом мы не собираем персональные данные. Нам не важны имя, фамилия и отчество, домашний адрес, телефон. Мы видим только IP-адрес пользователя и идентификаторы, которые можно легко сопоставить с базами рекламных агентств.
– Что же скачивают пользователи во всем мире? Отличается ли контент, который выбирают пермяки, от других стран?
Д.Ш.: – В России скачивают то же, что и везде. Есть некоторые фильмы, которые пользуются большим спросом в Перми. Другие фильмы чаще качают в Новосибирске. В дни премьер популярных сериалов или выхода блокбастеров первая строчка в рейтинге скачивания одинакова во всем мире. Но в целом Россия – лидер по скачиванию. Почему так происходит? В России, как ни странно, довольно быстрый и дешевый Интернет. Еще многим жалко отдавать деньги за тот или иной продукт. К тому же у нас не везде есть кинотеатры. Иногда просто негде купить диск с фильмом, игрой или музыкой. Вот и скачивают из Интернета!