Примерное время чтения: 13 минут
639

На запретной высоте. Пермские путешественники стали звездами на Тибете

Из личного архива Андрея Королева

В конце октября группа пермских путешественников вернулась с экспедиции на Тибет. Покорить на велосипедах высшую точку – «Шапку Мономаха» – было главной целью туристов-профессионалов.

О том, с какими приключениями столкнулись путешественники в чужой стране, не владея местным языком и говоря на очень «ломаном» английском, рассказывает преподаватель ПГНИУ и профессиональный турист с 23-летним опытом Андрей Королев.

План маршрута. Почему Тибет?

Сначала расскажу небольшую предысторию. К походу готовились полтора года. Это была наша четвертая экспедиция на Тибет.

Мы должны были посетить места, где раньше не были – пересечь с севера на юг восточную часть Тибета и попытаться совершить восхождение на гору «Шапка Мономаха». Информации, что на ней раньше были люди, мы так и не нашли. Поэтому, возможно, это было бы первое восхождение. Почему именно на эту вершину? Она очень труднодоступна. В 2009 году у нас была экспедиция, когда мы пересекали Тибет с запада на восток. Тогда у нас были две цели: мы должны были исследовать узел леденения в районе вершины Луг-Мустаг, а потом 500 км проехать по сложно проходимой местности, где никто не живет, к «Шапке Мономаха», и исследовать ее. Но погода позволила нам исследовать только узел леденения. А на пути к «Шапке» была такая сильная пурга, что нам не хватило ни времени, ни сил, чтобы туда отправиться. Поэтому был такой «должок». Чтобы в этот раз совершить восхождение к ней и все посмотреть, мы решили подобраться самым близким и простым путем – с востока. Далее мы планировали отправиться в сторону столицы Тибета – Лхасы – через полюса недоступности Евразии, ненаселенные дикие места высотой 5 тысяч метров. Одним словом, запланировали очень сложный маршрут, как обычно у нас бывает.

Фото: Из личного архива Андрея Королева

Вообще, аналогичных маршрутов в мире пройдено всего несколько. Кроме нас, вот так ходят по Тибету всего две команды, насколько я знаю – датская (два человека) и шведская (один человек). Были попытки изучения этого района у московской группы, но таких глобальных маршрутов у них не было.

«Мы хорошие люди, у нас спортивные цели»

Тибет запрещен для посещения иностранцами. Самостоятельно путешествовать нельзя. Можно только покупать туры. Они могут быть куплены в простые посещаемые места: в район Лхасы, например. А вот таких маршрутов, какой был у нас, никакой туроператор не составит. Да это и невозможно, потому что никто не сможет пройти такой путь без специальной подготовки. Все наши проникновения в Тибет были совершены незаконно.

Кстати
Команда Андрея Королева называется "Формат-трэвел". Одним и тем же составом, от 6 до 10 человек, путешествуют вместе уже 10 лет.

Сам Тибет начинается в очень глухом месте – оттуда 500 км до ближайшего города. С востока (провинция Цинхай) иностранцам можно путешествовать самостоятельно. А мы всегда заходили с севера – Синьцзян-Уйгурского автономного района (провинция Китая). Местной полиции никогда в голову не приходило, что кто-то может попасть в Тибет с этой стороны, потому что там совершенно дикие ненаселенные места. В итоге, когда мы пересекали границу Тибета, они недоумевали, как мы оказались на дикой территории: кричали, суетились, сканировали наши паспорта. Так что информация у них о нас была. Поэтому нынче, когда мы пересекали границу Казахстана и Китая на автобусе, видимо, им опять прошел сигнал, что едет команда из России, которая уже три раза нарушала границы Тибета, что надо бы как-то им помешать.

Фото: Из личного архива Андрея Королева

Каждый раз, когда едем в эти места, я делаю сопроводительное письмо на китайском (помогает знакомая), где указано, что мы хорошие люди, спортсмены, путешествуем с целью укрепления дружбы российско-китайского народа. Кратко указан маршрут и его параметры. В этот раз, когда мы пересекали китайскую границу, они зафиксировали, что наша команда состоит из шести человек. Дальше, видимо, они отслеживали наше перемещение: следили, как мы покупаем билеты, что с Урумчи мы доехали до города Лунчжоу, оттуда до Голмуда… Поэтому они решили там задержать нашу команду. К тому же, информация о том, куда мы собираемся, у них была. Для того, чтобы нас там встретить (так просто на машине туда не заедешь – очень много болот, снега – не хватит топлива ни для какого автомобиля), в трехстах километрах от асфальтовой дороги они сделали временную базу с топливной заправкой. Загнали туда два больших грузовика с соляркой. Перевалы, ведущие к «Шапке Мономаха», контролировали три китайских джипа с вооруженными «до зубов» полицейскими.

Мы, понятно, об этой встрече не подозревали. Даже мысли не было, что в такой глуши будут люди, тем более полицейские.

«Сикс! Где сикс?!»

Мы начали маршрут, как и планировали, на большой высоте – 4630 метров. Нас высадили два автомобиля, которые мы наняли, но трассе «Галмут – Лхаса». Для того чтобы сразу не умереть на такой высоте, мы предусмотрительно совершили восхождение в горы в Алма-Ате. Было, конечно, тяжело, но чувствовали себя полегче, чем если бы сразу из Перми туда приехали. Вес каждого рюкзака был по 55 кг, а когда набирали воду в бутылки, то по 60 кг, плюс еще велосипед 15 кг. Такой огромный груз мы тащили. В сумках были личные вещи, снаряжение и продовольствие на 44 дня. Этот маршрут для нас оказался более сложным, чем предыдущие. Восточный Тибет, почему-то, оказался более болотистым. Была очень плохая погода: три раза в день была сильная пурга, все заметало снегом… Было очень много переправ – иногда мы долго не могли найти место, потому что глубина некоторых рек до пяти метров с сильным течением. Мы встретили очень много диких животных. Стаи волков сопровождали нас каждый день.

Мы боролись за каждый километр. Вставали в полчетвертого ночи, готовили завтрак в темноте, любовались на огромное небо, усыпанное звездами. У нас, конечно, такого не увидишь. Выходили в путь с первыми лучами солнца, а на ночлег вставали уже в темноте. Таким образом, максимально старались использовать световой день. Члены команды болели – дул сильный ветер. Мы изо всех сил боролись, отставали от графика, но все ровно шли вперед к «Шапке Мономаха».

На 13-й день мы поднимались на последний перевал, на спуске которого начинается маршрут. Было очень тяжело тащить велосипед: где-то 10 см снега, а под ним – болото. Каждые 30 метров начинала кружиться голова, темнело в глазах. Приходилось наклоняться на велосипед, отдыхать. Так мы шли по очереди, протаптывали колею: я, Иван Тарасенков и Игорь Мохов – впереди, четвертым и пятым шли Игорь Понамарев и Александр Ранде. Шестой участник – Константин Котельников – сильно отставал. Мы его разгружали, съедали запасы из рюкзака, чтобы ему было легче идти. Однако его все равно не было видно за перегибом. Мы идем, и вдруг я слышу два выстрела: мимо меня, справа и слева, пролетели две пули. Идем дальше – снова стреляют. Решили не останавливаться. Оказалось, что стреляли не по нам (местная полиция – прим. ред.), потому что нас еще не было видно. У них где-то стояла бутылка – так они в меткости практиковались.

Игорь и Александр написали Косте, который отстал, на снегу «Позвони домой» – у него был спутниковый телефон. Наконец, мы увидели два джипа вдалеке, увязших в глине, косую палатку и несколько человек с оружием. Когда они нас заметили, сразу закричали, засуетились, достали еще автоматы, встали в ряд и начали стрелять по воздуху, показывая нам, что они вооружены и серьезно настроены.

Мы подошли поближе, и я увидел, что люди в полицейской форме, какие-то грязные, помятые, небритые. Причем все они – тибетцы. Видимо, какое-то специальное подразделение китайской полиции, потому что местные жители легче переносят высоту.

Фото: Из личного архива Андрея Королева

Тогда нас было пятеро. Наши паспорта забрали, но что написано в них – им непонятно. Я достал сопроводительное письмо. Полицейские начали внимательно читать его. Когда дошли до конца, там было написано, что руководитель – Андрей Королев. А тибетцы не могут выговорить «Андрей», на их языке мое имя звучит как «Анделе». Они обрадовались: «О, Анделе! Анделе!». Тогда я понял, что нас-то они и ждали. В письме было написано, что в группе нас пятеро (письмо составляли за несколько месяцев до отправления, а шестой участник присоединился позже). В результате мы впятером подошли, шестого не видно. А они начали считать: «Ван, ту, фри, фо, файф…Сикс! Где Сикс?!». Видать, их предупредили, что нас шестеро. Я на пальцах объяснил, что он за горизонтом, его не видно, отстал.

Полицейские велели нам ставить палатку. Я говорю: «Давайте, мы налегке сходим за шестым?».

Идем, значит, Косте на встречу и кричим радостно: «Костя, нас арестовали, сейчас и тебя арестуют, но это ничего – ребята нормальные, тибетцы…». А он был напуган: слышал череду выстрелов – думал, нас пристрелили. Он не знал, что делать: назад бежать? Но у него нет палатки, продовольствие почти все съедено, позади сложные переправы, болота, мороз до -20˚С, волки ходят, одному можно не выжить. В таком замешательстве он сидел и не знал, что делать, пока нас не увидел.

Кстати
По образованию Андрей Королев - ветеринарный врач, закончил ПГСХА. С детства мечтал о путешествиях. В первый поход отправился с дедом на Сылву. Сейчас в его "копилке" больше 90 туристических поездок. Побывал на всех континентах, кроме Антарктиды.

Забрав Костю, мы дошли до полицейских. Его паспорт они тоже забрали. Еще забрали GPS-навигатор (один нам удалось спрятать), два фотоаппарата (еще два подороже мы тоже припрятали)… Опыт, кстати, в таких делах у нас есть. Когда что-то пытаются забрать, мы сначала даем им снаряжение, а потом суем под нос мешок с вонючими носками – «Все, все, не надо больше!». Схема сработала и в этот раз.

Потом они начали нас депортировать. На это ушло пять дней. Это был очень интересный джипинг, потому что машины постоянно вязли в болотах. Во время переправ они «садились», не могли выехать. Вытаскивали джипы друг друга лебедкой. Более-менее ехать можно было только ночью, когда все подмерзает. Даже и не знаю, спали они эти пять суток или нет.

Дружба народов

На трех джипах и большом грузовике мы с большими приключениями выехали к трассе «Лхаса – Голмут». Нас собирались везти в полицейский участок в Голмут, чтобы сдать властям. А я придумал новый маршрут, чтобы нам в итоге попасть в Цюймалай. Я уговаривал их, чтобы нас отвезли до небольшого поселка, из которого бы мы попали туда, куда нам надо. Нам сказали «нет» – строгие законы, надо доставить в участок.

Фото: Из личного архива Андрея Королева

Подъезжаем к трассе, смотрим, нам на встречу едут несколько джипов. Оказалось, что в машинах было полицейское руководство и центральное китайское телевидение «ЦЦ-ТВ». Полицейские, которые нас везли, вышли из машины. Им начали аплодировать, обнимать, вешать на шею белые ленточки, как героям, за выполнение такой сложной операции. Нас тоже очень вежливо попросили выйти из машины. Директор телеканала попросил нас что-нибудь рассказать о себе на камеру. А ни один из нас английского не знает. Но как-то на «ломаном» языке мы умудрились дать интервью. И тут директор телеканала сказал политическую фразу: «Поскольку вы русские, а Россия и Китай в этой сложной политической обстановке должны поддерживать друг друга, мы не повезем вас в полицейский участок, а отпустим прямо здесь. Довезем до нужной вам деревни и дальше вы отправитесь до Цюймалая, и вернем все, что у вас забрали.

За эти пять дней мы подружились с полицейскими и прощались с ними со слезами на глазах, очень трогательно».

Мы отправились по новому маршруту, который я придумал – на восток Тибета до города Юшу. В 2010 году там было землетрясение, почти до основания он был разрушен. Много людей погибло. Но китайцы за четыре года восстановили весь город в старом стиле, как и было.

Пурга, резкое колебание температур, много диких животных – опять столкнулись мы на своем пути с такими трудностями. Нас часто догоняли дорогие джипы, из них выходили люди, фотографировались с нами. Видимо, сюжет о нас уже показали по ТВ. Так наша группа стала знаменитой среди китайцев. Мы доехали до города Юшу и отправились домой, в направлении России, в Пермь.

Больше фото смотрите здесь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах