Самостоятельно починить ходовую часть кареты скорой помощи, забраться в горку по обледеневшей дороге без шипованных шин, добраться до гаража без сцепления… Всё это – об Алевтине Носковой, которая в этом году отпраздновала 80-летие.
В молодости она выбрала нехарактерную для представительниц прекрасного пола профессию – стала водителем скорой помощи. Этой работе Алевтина Носкова отдала 40 лет. Она ни разу не была виновницей ДТП. При этом говорит, что ничего экстраординарного в ней нет. Считает, что она – обыкновенный человек.
Профессия по сердцу
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Алевтина Ивановна, вы родились не в Перми. Как получилось, что переехали?
Алевтина Носкова: Я родилась в Кировской области. Переехала в 15 лет – тогда моя сестра вышла замуж и забрала меня к себе в Пермь. Я окончила 11 классов школы № 7, которая находилась на ул. Кирова. Потом поступила в ремесленное училище и выучилась на маляра. По этой специальности работала три года на промышленных стройках. Одним из объектов, кстати, была ТЭЦ-9.
– Почему решили стать водителем?
– Я работала на стройке и наблюдала, как мимо проезжают автомобили. Мне нравились машины, механизмы. Тогда-то и захотелось стать водителем. Отправилась учиться в ДОСААФ. Через полгода стала водителем третьего класса и устроилась на почту. Работала на «Москвиче»: мы забирали из ящиков письма. Потом снова прошла обучение и стала водителем второго класса, а ещё через год – получила первый. Поступила в Кунгурский техникум на механика. Окончила его в 1975 г. В те годы к одному из преподавателей приехала из Крыма сестра. Она не говорила по-русски, поэтому я взялась ей помогать. Мы подружились и затем вместе уехали в Крым – в Евпаторию. Устроились водителями в совхоз «Славное», который находился на берегу моря. Там мне пришлось ещё раз сдавать на права и получать доступ к работе. Управляли мы такими автомобилями, как ГАЗ-69 и ГАЗ-51. Возили и зерно, и навоз, и камни, и людей, и животных.
– Какие в то время у вас были ещё интересы?
– Я с 15 лет жила одна. И в основном – в общежитиях. Особых увлечений у меня не было. Мы много и усердно работали. Правда, мне нравилось читать. А сейчас вот люблю детективы смотреть: раскрываю преступления вместе с киногероями.
На помощь людям
– Как вы стали водителем скорой помощи?
– В Крыму я пробыла год, а потом вернулась в Пермь. Устроилась водителем в инфекционную больницу (ул. Пушкина, 96) и управляла автомобилями «Волга» и Skoda. А потом создали автобазу скорой помощи, и мы с первого дня влились в коллектив. Сначала работала на ГАЗ-22 («Волга»), потом «пересела» на РАФ, а следом и на «ГАЗель».
– В то время автомобили были совсем другие – тяжело было на них работать?
– Тогда не было гидроусилителя руля. Одним пальчиком, как сейчас, повернуть его было невозможно. А иногда рулевое управление ещё и замерзало. Сейчас из кузова скорой можно зайти в кабину. Раньше этого не было. Во время сильных морозов в печке и системе охлаждения замерзала вода. Антифриза тоже не было, поэтому хотя бы раз в час мы прогревали машину. Возили с собой ёмкость с песком, который иногда очень выручал в гололёд. Шины тогда были без шипов, а о подогреве сидений, конечно, мы и мечтать не могли. Но это было хорошее время. Мы были молодые, много работали (бывало, трудились сутки через сутки), но мне всё нравилось.
– А как в гололёд добирались до пункта назначения?
– Ехали аккуратно и не превышали скорость. Надо просто обладать техникой вождения. Иногда, чтобы забраться в горку, пересаживали врачей в кузов, чтобы утяжелить заднюю часть машины в противовес передней, где двигатель.
– Была у вас любимая машина?
– Да! Больше всех мне нравился «Соболь» – вёрткий, с гидроусилителем. Для меня это было чудо, поскольку работать стало намного проще. Но на эту машину я пересела уже в 63 года.
Выкручивались, как могли
– Наверняка было немало сложных ситуаций за время работы?
– Конечно. Однажды, когда мы направлялись без пациента в мкр. Крым в Кировском районе, у скорой вдруг перестало работать сцепление. Потихонечку мы добрались до гаража без него. Как-то раз у меня на ГАЗ-22 рассыпался подшипник маховика. Я поехала ремонтировать автомобиль. Поскольку это было ночью, помочь мне было некому. Я сняла коробку передач и заменила подшипник, поставила сцепление на место, а вот коробку не смогла – она очень тяжёлая. Позвала на помощь уборщицу. Вместе мы вернули коробку на место. В другой раз пришлось со сменщиком менять сцепление на «Газели». Мы управились за три часа. Простаивать автомобилю скорой помощи нельзя, ведь он должен работать круглосуточно.
– Аварии случались?
– По моей вине ни разу. Как-то раз ДТП произошло на ул. Краснофлотской. Мы приехали к пациенту, врач и фельдшер ушли к нему домой. А я решила развернуть автомобиль и поставить его так, чтобы было удобно выезжать. Через какое-то время бригада с пациентом – стареньким дедушкой – вышла из дома. Они находились на другой стороне дороги, когда всё произошло. Дело в том, что неподалёку стоял мусоровоз. Его водитель вышел из кабины и подошёл к бакам. У автомобиля сбоку был опущен подъёмный механизм. Какой-то мужчина решил угнать мусоровоз, заскочил в кабину и полетел вперёд. Подъёмным механизмом ударило в кузов скорой помощи сзади. От толчка меня бросило на руль. Если бы перед этим я не развернула автомобиль, удар пришёлся бы в лобовое стекло. Я могла бы погибнуть. Насколько знаю, позже угонщика поймали. А вот кузов у той скорой помощи пришлось менять.
– Как складывались отношения с коллективом?
– Коллектив был очень дружный. У нас проводили собрания, награждения. Мне однажды вручили значок за безаварийную работу. Когда я праздновала 80-летие, многие бывшие коллеги мне писали, поздравляли.
– Как сложилась судьба после ухода с должности водителя?
– С 2006 года работала на вахте Центральной подстанции скорой помощи. Когда мне в феврале исполнилось 80 лет, решила уйти на заслуженный отдых. Но иногда хожу на станцию скорой помощи проведать свою любимицу – собаку, которая охраняет территорию. Однажды ночью кто-то подкинул её месячным щенком. 21 июля 2015 года я пришла на работу и нашла её. Она стояла маленькая, белая, совсем одна. А дома мне скучать не даёт чёрная кошка Шуня, которую взяла из приюта: бегает, требует внимания.
– Как вы считаете, раньше скорую помощь другие участники движения больше уважали?
– Да, раньше было лучше. И к женщинам-водителям по-другому относились. Если остановишь машину на обочине, другие автолюбители обязательно спрашивали, нужна ли помощь. Хорошее было отношение. Правила мы сдавали каждый год и знали их назубок – до сих пор их отлично помню. Мы вникали во всё. Могли сами починить машину. Ходовую часть особенно. По крайней мере, чтобы доехать до гаража. Сейчас я за руль уже не сажусь. Перестала работать водителем скорой помощи в 2006 году. После этого лет пять ездила на своей машине только – у меня был свой «Москвич». Сейчас уже не тянет за руль, как прежде.