Она мечтала летать в космос и смотреть на звёзды. А работает министром. И помогает маленьким талантам Пермского края достигать успехов, становиться большими и яркими звёздами.
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина рассказывает о пользе прививок, чтения и обучения в Zoom.
Важные люди
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Министр – это не только кресло и портфель. Это значит – быть в ответе за всё. И за мелкие конфликты в школах, и за строительство новых объектов, и за освоение федеральных средств. Как справляетесь с ежедневным стрессом, как отключаетесь от работы?
- Что читаете?
- Современную прозу. Про книжку вспоминаю в последнюю секунду, и либо закачиваю ее вiPad, либо покупаю. Не хочется покупать, что попало, всегда спрашиваю совета, что почитать.
- Что из новинок из прочитанного зацепило?
- Роман Филипа Рота «Американская пастораль». Книжка не про образование, не про педагогику, но про то, как один неверный шаг может стоить жизни человеку или приведёт к непоправимым ошибкам в дальнейшем. Эта книга, наверное, оказала самое большое влияние с точки зрения педагогики. Потом, очень неожиданно для меня, потому что первые рассказы не очень нравились, меня зацепила Дина Рубина и её трилогия «Наполеонов обоз». Вещь абсолютно потрясла. Конечно, у Рубиной всегда хороший слог, но эта - трилогия длиною в жизнь, охвачена целая эпоха.
– Кто оказал влияние на ваш выбор ценностей, профессии?
– В детстве я даже не мечтала стать учителем. Хотела быть космонавтом или астрономом и жить в горах, в обсерватории. Ещё хотела строить БАМ. Тянуло на подвиги и великие дела. Я и биологом решила стать после защиты школьного реферата по генетическим болезням. Решила спасти от них человечество. В голове уже созрел план, как это должно быть. Плохой ген вырезаешь, хороший вставляешь, всё, ребенок здоров. Я хотела заниматься такими делами. А мой учитель химии Маргарита Ивановна Тунёва во время практики в школе сказала одну фразу: «Раечка, вам надо быть учителем». Когда встал вопрос о работе, вспомнила о совете Маргариты Ивановны и выбрала школу, а не осталась преподавать в университете.
Вторым важным человеком в жизни стала Алла Ефимовна Шкляева. Благодаря ей я не тратила время на плохую литературу. Алла Ефимовна работала воспитателем группы продлённого дня. Я тоже, как и другие учителя, иногда вела продлёнку. У меня всё шло по плану. В понедельник – кино, во вторник – политинформация, среда – день чистоты, пятница – экскурсия. А Алла Ефимовна не обращала внимания на расписание и распорядок. Она читала детям книги (прежде всего русскую классику) и разговаривала о литературе. Именно таким видела она процесс воспитания. И оказалась права.
Ещё один человек, которому я благодарна, – мой преподаватель в университете Евгения Ивановна Демьянова. Она и разглядела во мне потенциал. Я всегда считала себя посредственным человеком, а она мне внушала, что в жизни я смогу очень многого добиться. Евгения Ивановна своим примером показала, как жить достойно. Она была отличным преподавателем, великим учёным и просто хорошим человеком.
- В каких школах довелось работать?
Сначала недолго работала в пермской школе № 90, потом восемь лет преподавала в 59-й. И там, и там меня окружали замечательные ребята. Со своим единственным классом, где я была классным руководителем, мы дружим до сих пор. Поначалу думала: выпущу один класс и уйду. Но как уходить, когда следующий класс тоже очень хороший, там столько ребят собирается стать врачами, я должна им помочь. Этих выпускаю, а там следующий класс, которых я тоже бросить не могу. Так осталась надолго.
– Муж и дети не ревновали к школе?
– Мои дети страшно гордились тем, что я учитель. Младший сын в лаборантской кабинета химии и биологии провёл большую часть своего детства. Если во время урока меня вызывали в учительскую, я просила ребят сидеть тихо, а он вставал на парту и пел песни: «У Светки Соколовой день рожденья…». Все ему аплодировали. Так он развлекал ребят. Старший сын тоже частенько учил уроки в лаборантской. Ученики дружили с моими сыновьями.
- Сыновья стали биологами, как мама?
- Нет. Один математик-информатик, работает в айти-сфере, другой работает в банке, он экономист.
Просто о сложном
– Сыновья уехали из города?
– Они выучились в Перми и живут здесь. Считаю, что у нас хорошие университеты, в которых можно получить отличное образование, что дети должны оставаться в Перми, так как у нас есть всё для достойной жизни. А если чего-то нет, то давайте делать.
- Как воспитать замечательных детей?
- А некогда было воспитывать. Я ни разу не была в их спортивных секциях. Сами шли, сами записывались, сами ездили. С первого класса сами открывали дверь ключом. Я в их жизни почти не присутствовала. Приходила домой и опять работала. Младший сын как-то написал в сочинении: «Я не знаю, какая у меня мама, она всё время работает». Но дети видели и то, как я отношусь к ученикам, как переживаю за каждого поступившего и не поступившего. Ко мне каждый день приходили ребята, кто поплакать, кто поговорить, кто решить задачу.
– Что самое сложное в работе министра?
– Пожалуй, самое сложное – это реорганизация школ. С одной стороны я понимаю, что всем хочется иметь хорошую школу рядом с домом, в ней замечательных учителей, которые будут твоего ребенка любить и готовить к поступлению в вуз, дружных одноклассников, чтобы ребёнок имел возможность участвовать в дискуссиях, ставил опыты в самых лучших лабораториях и так далее. Но когда встаёт выбор между тем, чтобы дать ребенку такое образование, настоящее, с соревнованиями, с кучей кружков и секций, либо пусть школа будет плохонькой, но рядом с домом, мне очень трудно самой здесь выбирать. Да, это не региональные полномочия – объединением школ занимаются муниципалитеты. Но мы можем остановить процесс, если что-то сделано неправильно. Всё-таки я за хорошее образование. Ребёнок должен находиться не в «камере хранения» рядом с домом, а прожить достойную школьную жизнь, ведь это основа его дальнейшего пути. Поэтому я за реорганизацию, если в школе печное отопление, если туалеты на улице, если не может быть кабинета физики, потому что всего четыре кабинета на школу. А как провести научно-техническую конференцию, как опыты ставить? А где красивые решения задач твоего товарища, если всего два ребёнка в школе? Я за качество. Но такой самоцели – объединять учебные заведения – нет. Школы реорганизуют для объединения ресурсов. А дети получают хороших педагогов и новые возможности для развития способностей. Но главное – общение, без которого невозможно становление личности.
Нельзя жить в классе вдвоём и цепляться за этот класс, если нет достойного образования.
С другой стороны, говорят, нет школы – нет села. Это не так. У нас очень много сел, где есть большие, хорошие школы, а детей в них нет. Семьи уезжают за работой.
Есть ли жизнь после работы
– Учитель – популярная сегодня профессия?
– Сейчас много ребят, которые хотят стать педагогами, поступают в педагогический вуз с желанием. Но после практик многие остывают – настолько сложна стала работа. Много отчетности, обязательных требований, в том числе включать в учебный процесс новые технологии. Сегодня нельзя ставить двойки, просить ученика выйти из кабинета, нужно уметь общаться с родителями. А по вечерам продолжается переписка с учениками и родителям в соцсетях. Сейчас гораздо сложнее работать. Интересней, но и сложнее. Самое главное, что сегодня совсем другой уровень общения с детьми. Нужно помочь ребёнку определиться – какие предметы ему нужны для углублённого изучения, а где достаточно стандартной программы. Учитель становится тьютором – он должен помочь каждому ребёнку и в своём предмете, и в выборе дальнейшего пути. Это задача новая и крайне сложная.
Я встречалась с будущими учителями в университете, хорошие ребята, но у них другое мышление. Почти не спрашивали об особенностях работы в школе. Они в основном спрашивают о материальной составляющей. Не потому, что они меркантильные. Они хотят жить не только работой. И это правильно. После работы должно быть еще что-то. Отдых, качественное культурное восприятие мира. Когда подряд шесть уроков, и на каждом ты выкладываешься, то потом тебя как выжатую тряпочку только и остаётся, что повесить на гвоздик. Поэтому учитель должен восполнять внутренний ресурс.
– А кто-то просто открывает учебник и читает параграф.
– Я жизнь положила на то, чтобы у нас не было таких учителей, которые бы сказали: «Открывайте учебник и читайте параграф». Нужно учить ребёнка добывать знания. В этом наша миссия. К слову, дистанционное образование показало родителям, как сложно работать учителем. Одна мама нам даже написала: «Учителя так хорошо объясняют, что у сына начался прогресс в освоении материала. Мальчик счастлив, потому что у него начало получаться, даже компьютер целует».
- В этом году действительно больше стобалльников?
- Да. Но нельзя мерить только цифрами. Во-первых, все время меняются кимы (контрольно-измерительные материалы), в прошлом году резко изменили задания по русскому языку, в этом - по иностранному. Даже принцип подсчета баллов разный. Да, их больше, особенно по русскому языку, 80 ребят написали предмет на 100 баллов, это почтив 2 раза больше, чем в прошлом году. Нам важно то, что в доле стобалльников и высокобалльников появились новые территории, где ребята пишут хорошо. Причем отдаленные, например, Косинский район, Кишертский, Карагайский. Традиционно у нас почти всегда на первом месте крупные территории: Соликамск, Пермь, Кунгур. И когда появляются другие - становится ясно, что везде можно детей научить хорошо. Свою главную задачу вижу в том, чтобы качественное образование было доступным, независимо от места проживания. Мы должны его обеспечить каждому ребенку. Причем качество - это и условия, и сам процесс и результативность. Вроде получается, судя по тому, что ребята сдают хорошо.
- Ещё о звёздах. Пермский кадетский корпус ПФО им. Героя России Фёдора Кузьмина перешёл под крыло Росгвардии. Не жалко было отдавать?
- Мы также вникаем в их дела, гордимся успехами, ездим на праздники. Это как у первого тренера, который воспитал великого спортсмена. Он понимает, что воспитал звезду. И больше уже не может ей дать, не можешь забросить на небосклон. Так и край. Мы для наших ребят, для корпуса сделали всё, создали просто уникальную среду обучения и проживания. Недаром экс-министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева, посетив корпус, сказала: «Я много где была, но лучше нигде не видела». Мы родители, которые отправили своего ребенка во взрослую жизнь. Надеемся, что Росгвардия даст больше.
Только без паники
– 1 сентября школьники возвращаются за парты. Среди педагогов нет паники, что они могут заразиться от детей коронавирусом?
– Паники нет точно. Мы сделаем всё, чтобы убедить учителей сделать прививки. Сначала – от гриппа, потом – от коронавируса. Я биолог. Знаю эффективность прививок, сама всегда прививаюсь. От коронавируса тоже сделаю прививку.
– Не придётся ли родителям покупать ребёнку медицинские маски?
– Ни в коем случае. В течение апреля, мая и июня школы получили хорошую экономию средств от коммунальных расходов. Все свободные средства мы направляем на закупку дезинфицирующих и моющих средств, в том числе на обеззараживатели воздуха. Родителям точно ничего не надо покупать.
- У вас есть домашние животные?
- Живет кролик. Сначала назвали Снежок, а оказалась Ксюха, (в честь бывшего пресс-секретаря, которая подарила кролика министру на День рождения).
Ксюха живет в доме Дейзи. Это домик нашей собаки. Крольчиха вольготно гуляет по вольерам, роет нору за забор. Любим и кормим её всем семейством. Завели самых разных курочек, красивых, породистых, Но яиц не несут. Внуки их обожают. Но самая главная любимица - это Дейзи, собака-лабрадор, ей три года. Она – наша радость. В разные периоды в моей жизни были разные животные, но сейчас мы всем семейством обожаем нашу Дейзи. У меня и в детстве были собаки. Говорят, что без кота и жизнь не та. А у нас, получается, без собаки.