17 ноября заместитель директора пермской школы № 87 Наталья Агафонова победила в финале Всероссийского профессионального конкурса педагогических работников «Воспитать человека – 2019». Учитель школы с рабочей окраины Закамска стала лучшей в номинации «Воспитание в учебной деятельности». Вернувшись из Москвы, победительница рассказала, почему не любит писать мелом на доске, как задерживается в школе заполночь, кому задаёт домашнюю работу в «Инстаграме» и почему ученик должен быть успешней своего учителя. Подробности - в материале «АиФ-Прикамье».
Зачем Закамску Макаренко?
Наталья Агафонова с первых минут разговора рушит привычный шаблон представлений о строгом завуче. На голове – французская косичка, из которой выбиваются непокорные чёрные завитки, на щеках – детские ямочки. А когда она начинает с гордостью перечислять успехи своих учеников, то прерывается, чтобы унять волнение и не расплакаться.
«Знаю, так говорить непедагогично. Но мои дети – самые лучшие», – объясняет свои чувства Наталья. Её дети – это все семьсот учеников школы. Когда Наталью спрашивают о семье, она говорит, что её семье уже 16 лет. Именно столько она работает в 87-й школе.
Наталья Агафонова: Я местная. Знаю, как жили в Закамске в девяностые. Училась в этой школе. Почему вернулась? Корчак, Макаренко, Сухомлинский – они все работали с детьми, которые особенно нуждаются в наставниках, учителях. Для многих наших учеников школа – тоже единственный свет в окне. Это очень важно, если у них в семье проблемы и живут они в домах под снос. Хотя бы здесь, в школе, им должно быть тепло, комфортно и уютно, – считает Наталья.
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: В детстве вы мечтали, что станете учителем?
– Это была мамина мечта. Она говорила: «Учитель – значит всегда в тепле и красиво одета». Она работала бухгалтером на заводе им. Кирова (сейчас это Пермский пороховой завод. – Ред.), а папа – аппаратчиком на «Галогене» (теперь «ГалоПолимер»). Педагогических корней в нашей семье не было. Когда я окончила педколледж, то сказала: «Больше в педагогику ни ногой». Я очень эмоциональная, переживала, что буду кричать на детей, психовать, если у них что-то не получится. Решила, что поберегу ребят и пойду работать в другое место. После колледжа хотела год отдохнуть, но в маленьком Закамске о молодом специалисте узнали быстро. В этом же году меня приняли на работу в родную школу учителем русского языка и литературы.
– Страшно было начинать?
– Переживала только, как бы меня к старшеклассникам не назначили. На второй год работы мне дали старшеклассников. Они все выше и больше меня. Помню, захожу в класс – вся такая важная, руки в боки: «Меня зовут Наталья Владимировна, я у вас буду вести русский». И тут мальчишка с последней парты голову поднимает и говорит: «Натальечка Владимировна, а вы не кричите, мы тоже вас боимся». Как ушат холодной воды на меня выплеснул. Успокоилась вмиг. Через полгода меня назначили заместителем директора по воспитательной работе.
Как довести до слёз?
– Сейчас много говорят о том, что педагогам нужно заполнять бесчисленные бумаги, отчёты, электронные дневники. Насколько возросла нагрузка?
– Мне легче заполнить электронный дневник, чем писать задания мелом на доске. А нагрузки учителям хватало всегда. Это и классное руководство, и замещение коллег. Так было всегда. Когда только пришла в школу, много работала. И теперь могу в час ночи уехать. Это нормально. Я не жалуюсь, потому что живу моей школой.
– Некоторые считают: мы отдали ребёнка в школу – вот и учите. В неудачах детей винят педагогов. Часто сталкиваетесь с претензиями родителей?
– Когда выходишь на уважительный и честный разговор с родителями и детьми, тогда и жалобы исчезают сами собой. Да, первый год было боязно выступать на родительских собраниях. Боялась, что скажут: «Своих родишь, тогда наших и воспитывай». Было такое. Но сейчас мы с родителями на одной волне. Могу в любой момент позвонить, рассказать о трудностях у ребёнка, даже попросить помощи в чём-то личном. Всегда могу рассчитывать на поддержку родителей. Может быть, потому что школа маленькая и все близки друг другу.
– Среди ваших выпускников кто-то выбрал профессию учителя?
– Первый выпуск у меня был в 2009 году. Всего 12 человек, из них шесть девочек поступили в педагогический университет и педколледж. Помню, летом мне пришло сообщение от одной из них, Стаси: «Наталья Владимировна, спасибо большое за всё. Я поступила в пед, хочу быть такой же, как вы». У меня сразу слёзы. На втором курсе университета Стася выиграла дельфийские игры «Искусство воспитания». Это особая гордость, когда твой ученик превосходит тебя.
– Почему ребята из обычных школ реже поступают в вузы?
– Им не хватает решимости. Класса с седьмого стараюсь их вывозить в пермские университеты на день открытых дверей, олимпиады, встречи с преподавателями. И вижу, как они комплексуют, сравнивая себя с городскими ребятами. А когда начинаются конкурсы, то наши показывают себя не хуже. И у ребят сразу плечи расправляются. Я же на всероссийский конкурс в Москву тоже с детьми ездила. Они проходили конкурсные испытания, которые шли мне в зачёт. И одно из испытаний – интеллектуальное. Они очень переживали, что меня подведут. Когда я вышла со своего очередного конкурса, ребята подбежали ко мне со словами: «Мы вас подвели – ответили всего на 19 вопросов». Судя по выражению их лиц, им задали 1000 вопросов, а они ответили на 19. Оказалось, что всего 20 вопросов было. На все вопросы не ответила ни одна из команд. Поэтому очень важно научить их верить в свои силы.
На какую букву Служкин?
– Какие испытания учителя проходили во время конкурса в Москве?
– В первый день мы писали конкурсное эссе. Я выбрала тему «Профессия – воспитатель XXI века». Думаю, мне помогла нестандартная форма эссе. Я написала его в стиле письма к Деду Морозу. В защите авторского проекта мне снова помогли дети. Мы создали в «Инстаграме» «Азбуку литературного Прикамья». Завели страничку, где по алфавиту выкладываем литературные факты либо произведения пермских авторов. В составление «Азбуки» включились и ребята, и родители. Мы не только сообща выбираем сюжет для каждой буквы, ребята пишут трогательные комментарии. Например, под буквой «К» (она посвящена «Капризке») кто-то написал: «О, это книжка, которую мне в 1 классе дарили». У нас даже есть страничка «Учитель Служкин», на букву «У».
– Получается, «Инстаграм» уроку в помощь?
– Да, хотя раньше была ярым противником «Инстаграма». Для меня это была такая сеть тщеславия, где только фото выкладываешь – и всё. Потом поняла, что через фотографии можешь донести до детей очень много смыслов. Они же визуалы.
– А как же запрет на сотовые телефоны в школе?
– Думаю, телефон – это прежде всего источник информации. К счастью, запрет телефонов – это рекомендация. У меня нет такого, чтобы дети разговаривали на уроках по телефону или сидели в соцсетях. Если контрольная – ребята кладут телефон на стол учителя. Мы один раз обговорили эти правила, теперь они сами всё понимают.
– Вы согласны с тем, что дети перестали читать книги?
– У меня есть проект с десятиклассниками. Три раза в месяц они в соцсетях пишут про книги, которые читают. Отзыв о произведении, которое разбираем в школе, и ещё два поста о книгах, что читают для души. Раскрою секрет: ребята читают очень много интересной литературы. Например, «Жизнь животных» Брема или Стивена Хокинга. Через книги узнаю много нового о своих ребятах. И это меня радует.
Также вам может быть интересно
- Погружение в удачу. Талантливым педагогам края вручили почти 5 млн рублей
- Педагог из Перми получила приз на Всероссийском конкурсе «Учитель года»
- Кто выйдет на пенсию досрочно?
- Научить счастью. Как молодой учитель увлёк школьников своим предметом
- В Прикамье более 5,4 тыс. человек решили участвовать в акции «Цветы жизни»