Примерное время чтения: 7 минут
1619

Красота, испытанная волей. Девушка-инвалид рисует, почти не владея руками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Прикамье 24/02/2016

Катя Юрочкина училась в третьем классе, когда у неё стали отказывать ноги. Доктора вынесли приговор: генетическое заболевание, которое лечению не поддаётся. Хотя вполне могло сказаться и облучение, которое получил Катин дед на Семипалатинском полигоне. Девочка оказалась прикованной к инвалидной коляске.

К беде нужно приспособиться

Болезнь не помешала получить ей образование: три года назад Екатерина с «красным» дипломом закончила факультет декоративно-прикладного искусства Пермского радиотехнического колледжа. Чего ей это стоило, знает только она и, конечно, родители.

Екатерина Юрочкина показывает свои работы: расписанные металлические подносы, оригинальные керамические работы, натюрморты и пейзажи маслом, батик, статуэтки.  Впрочем, она и сама как изящная статуэтка: красивые, очень выразительные зелёные глаза, опушённые длинными ресницами, чёткие стрелочки бровей, густые блестящие волосы.  Тонкие длинные пальцы с маникюром, узкая кисть. Не верится, что столь хрупкими, почти кукольными, ручками можно создавать удивительные живописные полотна!

«Я не смогла бы всего этого делать, если бы не родители, – красивое Катино лицо озаряет ослепительная улыбка. – Папа, Юрий Васильевич по вечерам отвозил меня на занятия в колледж – я училась на заочно-вечернем отделении – а потом забирал. Готовил окрашенные в чёрный цвет и покрытые лаком листы картона, на которых я отрабатывала на первом курсе мазки, шкурил подносы. А мама Лидия Васильевна помогала лепить из специального пластилина формы».

Когда Катя окончила школу, родители долго решали, в какое учебное заведение могла бы пойти учиться дочь. Специализированных учреждений для таких детей нет, везде ступеньки, занятия проходят в разных корпусах, пандусов нет. И вдруг, о счастье, в радиотехническом колледже, что недалеко от их дома, открылся факультет декоративно-прикладного искусства. Это было именно то, что надо: Катя с детства любила рисовать, шила платьица для кукол. Немаловажно и то, что все занятия проходили на первом этаже.

Родителям пришлось научиться не только мять глину и пластилин для дочкиных занятий. Пришлось научиться жить с мыслью, что дочь, как и старшего сына, на ноги – в буквальном смысле – им не поставить. Значит, к этой беде нужно как-то приспособиться. Они ни у кого ничего не просят, не отчаиваются, рассчитывают только на себя, на свои силы, методично, изо дня в день выполняя всё, что требуется: поднять, умыть, накормить, уложить спать своих уже взрослых детей, которые самостоятельно этого сделать не могут. И так уже более двадцати лет. Откуда же они черпают силы? Катины родители говорят, что самое главное – не поддаваться унынию.

«Конечно, вначале было очень тяжело учиться, – продолжает Екатерина. – Ведь родители меня от всего оберегали, домашней работой я практически не занималась, ну если только салатик иногда нарезать. Долго не могла привыкнуть к коллективу, поскольку длительное время училась на дому. И вдруг начались требования – то одно задание надо сделать, то другое, и всё в срок. Но постепенно втянулась, и учиться мне очень понравилось. Мне бы очень хотелось утвердиться в профессии, работать – прежде всего ради самореализации. Приятно было бы осознавать, что и я могу внести свою небольшую лепту в семью, хотя мы не нуждаемся. Вообще ручной труд, декоративно-прикладное искусство сегодня очень востребованы. А нижнетагильская роспись, которой я занимаюсь, в Пермском крае почти не получила распространения, а это значит, что и конкуренция будет не такой большой.

Екатерина Юрочкина. Осень.
Екатерина Юрочкина. Осень. Фото: Из личного архива

Космический период

Когда-то Екатерина, как и все юные девушки, обожала новые наряды, косметику. Сейчас её приоритеты сместились – она в основном покупает краски, кисти, холсты и рамочки.

«Долгое время я писала картины в стол, но сейчас мне это уже неинтересно – хочется, чтобы они увидели свет, а не только мама с папой их похвалили. Положительных оценок получаю довольно много, и это очень приятно: признание окрыляет и заставляет двигаться дальше, – говорит Екатерина Юрочкина. – Нынче у меня – космический период. Читаю много литературы на эту тему, смотрю передачи. Захотелось привнести космос и в своё творчество – рисую Вселенную, планеты, звёзды, туманности. Оказалось, что многих людей эта тема тоже интересует, и они хотят купить мои работы. Мы предварительно обговариваем, что они хотели бы видеть, потом я высылаю наброски, и, наконец, готовую картину».

Екатерина работает без мольберта, на столе – по-другому она не может.  Как не может и самостоятельно перенести кисти рук с подлокотника кресла на стол. Поднять их помогает мама. На вопрос, как же она рисует столь слабыми ручками, да так много, девушка отвечает спокойно, с обезоруживающей улыбкой: «Как-то приспособилась уже».

И добавляет, что у неё есть хороший пример перед глазами: учёный Стивен Хокинг, у которого отказали все мышцы, а говорит он с помощью специальной программы. При этом занимается активной научной деятельностью, пишет книги, участвует в передачах. И ей хочется равняться на таких людей! Людей, которые не сдаются, действуют, пытаются оставить след в этой жизни.

Кате очень хочется научиться профессионально писать портреты. Хотя без мольберта их писать довольно сложно – искажается анатомия лица. Тем не менее, один из первых опытов получился весьма удачным. Портрет с фотографии своей девушки заказал парень из Чебоксар – к 8 марта, и результатом он оказался доволен. Надеется, что и подруге картина понравится.

«Мне хотелось бы получить высшее художественное образование в Академии живописи, ваяния и зодчества, – признаётся Екатерина. – Боюсь, это нереально, потому что аудитории располагаются на разных этажах, а это лестницы, которые мне самой не преодолеть. К тому же занятия длятся с утра до вечера – отвезти некому.

Весь день – по минутам

Скучать Екатерине некогда: то рисует, то общается в сетях, то учит английский с испанским. Зарегистрировалась на специальном сайте по изучению языков, и ей написал письмо испанец, который преподает язык маленьким детям по особой технике: вначале слушаешь много иностранной речи, а потом волей-неволей начинаешь говорить сам. Так они начали заниматься. Игнасио – так звали испанца – преследовал свою цель: научиться говорить по-русски. На первых порах было непросто, потому что Катя не знала английского, а учитель не владел русским. Общались через переводчика. Потом образовалась целая группа изучающих язык, а общение происходило по «скайпу». Однажды Игнасио предложил Кате изучать одновременно и испанский язык.

«Я решила: почему бы и нет? Оказалось, что испанский не так уж сложен. Мой учитель также продвинулся в изучении русского языка. Он уже знает такие слова, как Чебурашка, борщ, водка и… осторожно. Причём так смешно их коверкает! Что касается меня, бегло говорить я пока не умею, но произносить несложные фразы и читать небольшие тексты уже могу. Кстати, иногда ловлю себя на мысли, что думаю на испанском! Это очень красивый, мелодичный язык и даётся он мне гораздо легче, чем английский.

Как и все девушки на свете, Катя тоже хочет встретить своего любимого. Она точно знает, каким он должен быть – сильным духом. С теми, кто любит ныть и жаловаться, ей точно не по пути!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах