На генном уровне
Счастливый человек: на работу – с удовольствием, с работы – с легким сердцем. Своими учениками гордится. Ученики свою химичку боготворят. Идиллия? Нет. Пример того, как должно быть в образовании.
Вячеслав Бураков, «АиФ-Прикамье»: – Алла Константиновна, какова, на ваш взгляд, главная проблема современного российского образования?
Алла Петрова: – Проблема номер один – кадры. Каждый год пединституты выпускают специалистов, а до школ они почему-то не доходят: находят другое, более престижное или высокооплачиваемое место работы. Умные, способные, толковые… Их в педвузах учится много. А профессию учителя в итоге выбирают единицы.
– Может, лучше меньше, да лучше?
А. П.: – А это уже проблема номер два – качество. Наши педагогические вузы в последние годы не готовят достаточно грамотных специалистов. Знаний дипломированным молодым педагогам явно не хватает. Классический университет в этом отношении на две головы выше своих педсобратьев.
– Учитель – это призвание?
А. П.: – Это должно быть призвание. Талант педагога закладывается на генетическом уровне. Впрочем, как и любой другой талант. Наша задача – разглядеть в ребенке эти искры божьи, выявить способности в раннем возрасте, развить их. Но о каком развитии может идти речь, если учитель старших классов не может решить задачу за 8-9 класс. Я часто участвую в различных семинарах и знаю, о чем говорю.
Жизнь разделит
Свой первый самостоятельный урок Алла Петрова провела под бдительным присмотром портрета вождя СССР Леонида Брежнева. Тогда лицеев и в помине не было.
– Современные дети отличаются от детей времен развитого социализма?
А. П.: – Дети стали другими, потому что другими стали их родители. Перестройка, рыночная экономика провели жуткую селекцию. Поменялись приоритеты, изменились ценности у родителей. А сыновья и дочери берут пример с отцов и матерей. И мы хорошо видим, какие в школу приходят дети.
– Уменьшенные копии своих родителей?
А. П.: – Это как раз нормально. Плохо, что сегодня дети разделились на две явно бросающиеся в глаза категории. Есть слишком избалованные ученики. Они ездят по несколько раз в год отдыхать за границу. Финансовые возможности позволяют и многое другое. И есть дети, которые ничего в своей жизни не видели. Все, что у них есть, – это их внутренние резервы в виде определенного задатка, способностей. Таланта, если хотите. Задача педагога – помочь такому ребенку развить эти способности.
– Вы видите среди учащихся явное, показное разделение на богатых и бедных?
А. П.: – В лицее своя особая атмосфера. К нам в основном поступают те, кто хочет и может учиться. Здесь у каждого есть возможность для самовыражения. Так что дети как дети. Общаются. С кем-то дружат, с кем-то нет. Со временем жизнь их, конечно, разделит, разведет, расставит по местам.
Любить просто так
В одном из своих эссе Алла Петрова размышляет о том, что сложно говорить современным школьникам о малой родине, прививать любовь к ней в рамках урока… химии. И чтобы любовь не выглядела черной заплаткой, пришитой белыми нитками.
– В 80-90-е гг. прошлого века Россию начали массово покидать умные образованные люди. Сегодня проблема утечки мозгов существует?
А. П.: – Она никуда не исчезла. Уезжают не только готовые специалисты, но и молодежь. В прошлом году, например, мой ученик, с которым я занималась химией на английском языке, уехал учиться в Венгрию. Мечтал поступать в один из вузов Великобритании, но там обучение и проживание намного дороже.
– Хуже, когда люди получают образование в России, а жить и работать уезжают за границу. Государство несет моральные и материальные потери…
А. П.: – Причем немалые. Среди моих ребят, которые учатся в МГУ, тоже много желающих уехать после получения диплома за рубеж. Но еще больше государство теряет, создавая препятствия для желающих вернуться. Есть законы-препоны, обойти которые нельзя. И человек, защитивший докторскую диссертацию за рубежом, у себя на Родине не может рассчитывать на достойное, соответствующее его научному званию место. Потому что не у нас получил он это звание. Я знаю и такие примеры. Но, как говорится, не я эти законы принимала, не мне их отменять.
– Вы патриот своей страны?
А. П.: – Я достаточно патриотична. С любовью к России у меня все в порядке. Детям всегда внушаю, что у нас совершенно потрясающая страна, что город у нас уникальный. Но ведь патриоты разные бывают. Можно искренне и бескорыстно любить свою Родину и критиковать, видя что-то плохое. А можно делать вид, что любишь, восхваляя ее по поводу и без повода, извлекая выгоду для себя лично. Второе, увы, встречается чаще.
– В фойе Сивинской музыкальной школы педагоги повесили «Уголок лентяев». Выставили на всеобщее обозрение имена и фамилии учеников, которые по различным причинам не соблюдают правила учебного процесса. Как вы оцениваете это?
А. П.: – Ну зачем они это сделали? Зачем?! Это же музыка. Это же Богом дано. А если не дано – тем более нельзя компрометировать ребенка. Зачем доводить ситуацию до абсурда? Я всегда считала и считаю, что ребенка хвалить надо за хорошее. Нет этого хорошего – промолчи. Ребенок сам все поймет. Иначе можно довести человека с еще неокрепшей психикой до сильнейшего стресса. Подростки очень ранимы. И я категорически против публичности в сугубо личных вопросах, к коим относится и успеваемость.