Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота. Эти строки из стихотворения Агнии Барто точно описывают людей, которым в этой жизни интересно всё. Познание себя, своих талантов с возрастом не заканчивается. Порой всё только начинается.
Тромбон – кормилец
Пенсионер Владимир ЖАРИНОВ, инженер по профессии, всегда охотно пробовал себя в разных сферах. Желание узнать свои возможности и понять, каких высот он может достичь, приводило его то в оркестр, то в многодневные турпоходы, то в хор. Когда Владимиру Владимировичу исполнилось 73 года, он впервые встал за мольберт и начал рисовать. У новичка получаются яркие, порой загадочные городские пейзажи.
– Откуда у вас такая тяга к творчеству?
– Наверное, это началось с юности. В железнодорожном техникуме начал играть в духовом оркестре на тромбоне. Это меня так увлекло, что позже, когда поступил в Иркутский политехнический институт, руководил музыкальной частью самодеятельности факультета, выступал в эстрадном оркестре. Тромбон стал моим кормильцем. Я играл на свадьбах - этим и зарабатывал. Инструмент сопровождал меня почти полтора десятка лет. Когда переехал в Пермь, взял его с собой. И даже полгода играл в ДК им. Дзержинского. Знаете, тогда люди довольно активно участвовали в самодеятельности, и государство это поощряло. На предприятиях и в организациях всегда отпускали с работы, чтобы у человека была возможность выступать. Сейчас, конечно, времена изменились. Нагружают так, что просто не до того.
Тромбон мне всё же пришлось оставить после того, как набрался опыта и меня стали отправлять в многочисленные командировки.
Охота к перемене мест
– Вы объездили всю страну?
– Можно сказать и так. Охота к перемене мест у меня с детства. Наша семья часто переезжала. После окончания вуза приехал в Пермь по распределению. Считаю, что в системе распределения в те времена был смысл. Выпускник знал, что у него уже есть работа, его поставят в очередь на квартиру. Сразу появлялась уверенность в будущем. Минус был в том, что молодого человека отрывали от корней. Бывало, что он уезжал очень далеко от родных мест. Порой навсегда.
Работал я в целлюлозно-бумажной промышленности. Предприятие называлось «Союзоргбумпром». 28 лет занимался наладкой, проектированием электроприводов. Меня, как специалиста, знали на многих предприятиях бывшего СССР. Побывал почти во всех крупных городах страны: от Москвы до столиц союзных республик. Работал и в Болгарии. Я - автор более полусотни рацпредложений. Даже специалисты таких известных зарубежных компаний, как Siemens и Mitsubishi, восхищались некоторыми моими техническими решениями. А потом патентовали их под своими именами. Своё изобретение мне запатентовать, к сожалению, не удалось.
Путешествовал я не только по работе. Когда мне было около 40 лет, начал заниматься туризмом. Участвовал в горно-пешеходных походах по Средней Азии. Честно скажу, трудно было очень. Порой думал, что всё - сейчас умру. Но впечатлений от тех походов осталось море. Рад, что удалось побывать на озере Иссык-Куль, в Фанских горах, в Алма-Ате, Душанбе, Ташкенте, Самарканде.
Душа поёт
– Как вы начали петь в хоре?
– Долгое время считал, что пение - это не моё. Во время учёбы в техникуме мне сказали, что пою хорошо, но у меня, простите, козлетон. Тогда и решил, что лучше буду на тромбоне играть. Жизнь вернула меня к пению, причём довольно неожиданно. Во время очередной командировки оказался в зале ожидания вокзала в Свердловске. Там увидел людей, которые прекрасно пели. Оказалось, что они тоже живут в Перми, поют в академическом хоре при политехническом институте. Пригласили и меня. Вспомнил об этом через год, когда подошла к концу моя семейная жизнь. Чтобы пережить развод, решил найти увлечение. Вот так и пою до сих пор. Сначала у меня были острые ощущения. Казалось, что я отрываюсь от земли и лечу - такой был восторг. А сейчас во время исполнения мне кажется, что всё моё тело дышит.
– Почему вы начали рисовать?
– Об уроках рисования узнал на одной из репетиций хора. Прежде рисовал карандашом, но редко и только для себя. Нигде этому не учился.
В юности мне нравилось рисовать автомобили и поезда. Железнодорожные составы рисовал, ведь моя самая первая работа - кочегар паровоза. Помню, что перед началом движения нужно было его полностью обтереть. Это было самое сложное. Вся одежда была в масле и угле. Кочегаром был всего три месяца, потом меня забрали в армию. Там я очень много рисовал. В первый же год оформил Ленинскую комнату. Потом рисовал плакаты, карты и так далее.
В прошлом году решил: а почему бы не вернуться к рисованию. На сей раз уже под руководством преподавателя. Изобразительное искусство меня очень увлекло. Это захватывает, помогает сосредоточиться. Пока не очень овладел рисованием природы и людей, но удаётся архитектура. Думаю, что ещё многому предстоит научиться - планирую освоить акварель. Не хочу останавливаться на достигнутом.