Примерное время чтения: 7 минут
3266

От Перми до самых до окраин. Чему научила жизнь в крае российских немцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 15/07/2020
К середине XIX в. в Перми проживало порядка 200 немцев. Центром религиозной и общественной жизни для них становится лютеранская кирха, построенная на средства прихожан в 1864 г.
К середине XIX в. в Перми проживало порядка 200 немцев. Центром религиозной и общественной жизни для них становится лютеранская кирха, построенная на средства прихожан в 1864 г. / Марина Шнайдер / АиФ

Немецкие фамилии так же привычны уху пермяка, как и украинские, татарские, белорусские. Ведь появились немцы в Прикамье ещё в XVIII веке.

Как немцы заселяли Пермский край? Зачем немки стремились выйти замуж за русских? Кто научил русдойчев строить бани и почему прикамские немцы не варят пиво?

О жизни этнических немцев многонационального Пермского края корреспонденту «АиФ-Прикамье» рассказал старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УРО РАН Дмитрий Вайман.

В Пермь - по назначению

Первыми из Германии на Пермскую землю потянулась городская интеллигенция – чиновники, служащие, врачи; позже – учителя, инженеры, служители культа. Большинство немцев жили в губернском центре. К середине XIX в. в Перми проживало около 200 немцев. Центром религиозной и общественной жизни для них становится лютеранская кирха, построенная на средства прихожан в 1864 г.

«Хотя среди пермских немцев было и есть немало католиков, в Перми немецкая община сплотилась именно вокруг лютеранской церкви», – уточняет Дмитрий Вайман. 

Первые немцы здесь – в основном люди служивые. И прибывали в Пермь по назначению. Среди них губернатор Карл Модерах и губернский врач Фёдор Граль. Со второй половины XIX в. численность немецкого населения губернии возрастает прежде всего за счёт притока переселенцев из западных губерний России. Эта волна заселения была крестьянской, началась накануне Столыпинской реформы.

В Россию осваивать землю

Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Немцев исторически нельзя назвать кочевниками. Но почему именно они оказались так легки на подъём и откликнулись на призыв Екатерины Великой приехать и осваивать малозаселённые российские земли – такие как Крым, Волынь, Тамань, Поволжье?

Дмитрий Вайман: Действительно, манифест Екатерины был обращён ко всем иностранцам, но нашёл отклик у немцев. Германия в XVIII веке была политически раздроблена на мелкие земли (независимые королевства и герцогства). Прибывшие в Россию немецкие колонисты не были едины в конфессиональном отношении. В частности, меннонитам (приверженцам протестантской деноминации. – Ред.) запрещалось брать в руки оружие. По сути, они мигрировали, чтобы сохранить свои религиозные убеждения. В целом же немцы ехали в Россию в поисках лучшей жизни.

– Что привело их на Урал?

– Дешёвая земля. Колонии первых поселенцев разрослись, земли перестало хватать.

– Чем их привлёк именно наш край?

– Прикамье – это самые северные территории, где возникли немецкие поселения. Самый большой куст немецких переселенцев на Урале возник в Оренбуржье, затем в Челябинской, Омской областях и в Башкирии. В нашем регионе немцы поселились на юге края – в Октябрьском и Чернушинском районах, в прошлом относящихся к Уфимской губернии. Сюда переезжали выходцы из Волыни, современной территории Украины и Белоруссии.

Через крестьянский поземельный банк, взяв ссуду на покупку земли сроком 25 лет, немцы основывали хуторские хозяйства. Во время коллективизации немецкие единоличные хозяйства ликвидировали.

– Как сильно изменился быт немцев с переездом в наш край?

– В Прикамье они очень быстро отказались от привычных строительных материалов. Например, перестали крыть крышу соломой, камышом. Основным материалом для строительства стало дерево. Немцы начали строить бани. Это совершенно нехарактерная для них постройка. Мылись они традиционно в бочках. Помимо этого немцы стали катать валенки. 

– На нашей территории проживало много депортированных немцев?

– С началом Великой Отечест­венной войны, после ликвидации Республики немцев Поволжья, с прифронтовой полосы (с Украины, Крыма) депортировали всё немецкое население. Немцев, живших в России на тот момент более 150 лет, высылали в Сибирь и Казахстан. На территорию Пермского края они попадали в трудармию.

Некоторые работали в системе НКВД на лесоповале, в шахтах Кизела, Гремячинска. Огромное число российских нем­цев прошло через Усольлаг. За годы существования трудармии и спецпоселений возникли новые города Прикамья (Боровск, Гремячинск), новые посёлки, заводы, шахты, которые построили немцы.

Конец трудовой армии наступил для немцев только в марте 1946 года. Однако все бывшие трудармейцы получали статус спецпоселенцев и были прикреплены к своим предприятиям, строительствам, лагерям. Им разрешили вызвать и помогли перевезти к себе свои семьи, они получили возможность проживать в общежитиях и на частных квартирах, строить или покупать себе жильё. В районах проживания бывших трудармейцев создавались спецкомендатуры. И это клеймо врагов народа продолжало висеть над ними вплоть до смерти Сталина. После режим комендатуры упростили. А реабилитация народа растянулась на долгие десятилетия.

– Прикамских немцев тоже депортировали?

– Им относительно повезло. Они тоже прошли через трудармию, но после окончания войны могли вернуться домой. Например, немцы Поволжья или Крыма такой возможности не имели. У них было предписание – «на вечное поселение» и без права возврата. Известно немало примеров, когда российские немцы под русскими именами и фамилиями уходили на фронт добровольцами и погибали. Но как правило, российских немцев отзывали из армии и отправляли в лагеря, где они содержались наравне с людьми, совершившими тяжкие преступления.

Для чего менять фамилию?

– Российские немцы, кажется, охотнее других народов вступают в межэтнические браки. Это так?

– На это есть объективные и субъективные причины. Огромное количество немцев после Второй мировой войны, пережив репрессии, дискриминацию, ущемление в правах, испытывали определённое стеснение по поводу своей национальности. Люди стремились скрыть её. Начиная с детства, со школы, немецких детей называли фашистами, предателями родины, хотя ни исторически, ни идейно это было не так. Это была очень серьёзная травма. Люди прошли через ад депортации, когда месяц и дольше их везли в вагонах для скота. Они не знали, куда, не знали, что с ними будут делать. И когда привозили, то просто выкидывали посреди железнодорожных путей. Немцев должны были приютить те, кто отправил своих сыновей, отцов, мужей на фронт. И они тоже смотрели на них, как на врагов народа. Голодные годы и нахождение за колючей проволокой под вооружённой охраной – это наложило свой отпечаток в психологическом плане, порождая лагерную идентичность у целого поколения.

Среди объективных причин следует отметить, что с разрушением компактности проживания немцев происходит расширение брачного ареала с включением в него представителей других народов. В сельской местности они трудились в одних колхозах с русскими, украинцами, татарами и т. д. К тому же количество межэтнических браков в совет­ский период у российских немцев было одним из самых высоких по сравнению с другими народами.

Кухня – не экзотика

– Прикамским немцам удалось сохранить своеобразие национальной кухни?

– Кухня – это один из наиболее устойчивых элементов культуры. Даже в тех семьях, где утрачен язык и принадлежность к конфессии (по сути, немецкой остаётся только фамилия), блюда немецкой кухни, как правило, на столе присутствуют.

– Какие блюда местной кухни освоили немецкие хозяйки?

– Они начали готовить грибы. В традиционной немецкой кухне грибы не употреблялись в пищу. Разве что у волынских немцев. Также в их кухне представлено много блюд из картофеля – это и дранники, и даже колбаса с картофелем.

А ещё они варят отменный самогон.

В это трудно поверить, но прикамские немцы не варят пиво. Среди традиционных напитков – травяные чаи и припс (кофе из обжаренного и молотого ячменя).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах