aif.ru counter
31.10.2017 11:21
Анастасия Матвеева
535

Школа партизана Попова. Как танкист ввёл в строй с десяток производств

Юрий Попов возле НПС «Ковали».
Юрий Попов возле НПС «Ковали». © / Из архива ОАО "Транснефть"

Буквально день не дожил до своего 93-летия партизан Великой Отечественной войны Юрий Попов. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания системы нефтепроводного транспорта в Татарстане и Пермском крае, и навсегда останется для коллег человеком-легендой. День его рождения - 23 октября – стал днём прощания для всех кто в разные годы прошёл школу Попова. Школу трудолюбия, решимости и неиссякаемого оптимизма.

Юркий Юрка

Трудовая книжка Юрия Попова пестрит благодарностями. Около 40 лет он отдал одному делу – становлению и развитию нефтепроводной отрасли в Прикамье, но никогда не сидел на одном месте. Опытного специалиста переводили с одного объекта на другой, кидали как на амбразуру – туда, где нужно срочно налаживать новое производство. И каждый раз он брался за дело со всей решимостью. Умело объединял коллективы, завязывал нужные связи, и работа спорилась…

Юрка Попов с детства был юрким. После школы-семилетки устроился к отцу на нефтеперерабатывающий завод в Уфе, токарем. А по выходным подрабатывал на реке – на лодке перевозил горожан с одного берега реки Белой на другой.

Когда началась война, Юрке было 16 лет.
Когда началась война, Юре было 16 лет. Фото: Из архива ОАО "Транснефть"

Когда началась война, Юрке было 16 лет. На фронт призывали только совершеннолетних, но парень из месяца в месяц настойчиво пробивался в военкомат. Всё не унимался, уговаривал: «Поймите, на нас ведь войны не хватит!»

Он рвался на фронт, как и многие его сверстники. Секретарь райкома комсомола по секрету подсказал, что идёт набор в партизанские отряды, и Юра воспользовался шансом, прошёл жёсткий отбор и добился своего. Проверку боем прошёл недалеко от села Поддорье Новгородской области ровно через год после начала войны – 22 июня 1942 года. За войну он был награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, медалью «Партизану Отечественной войны I степени» и другими боевыми знаками отличия. Благодаря своей настойчивости, партизанил до 1944 года, провёл множество боевых и разведывательных операций…

К тому же, в 1944 году Юрий Попов переучился на танкиста и на самоходной установке проехал всю Германию.

В 1944 году Юрий Попов переучился на танкиста и на самоходной установке проехал всю Германию.
В 1944 году Юрий Попов переучился на танкиста и на самоходной установке проехал всю Германию. Фото: Из архива ОАО "Транснефть"

Сколько раз в жизни помогал ему этот пробивной характер! Такой человек оказался нужен в Шугурах, когда в начале 1950-х годов к месторождениям начали подтягивать первые в Татарии нефтепроводы.

Так что его опыт механика-водителя, знающего всё о ремонте и регулировке танков, решил его судьбу - его пригласили на работу в нефтепроводную отрасль. Ведь после войны танковые двигатели передали народному хозяйству, их использовали в том числе, чтобы вращать насосы на нефтеперекачивающих станциях (НПС). Так из танкиста и токаря Юрий Попов в одночасье стал начальником НПС «Шугуры» - по совместительству механиком, старшим машинистом и даже бухгалтером.

А дальше он переезжал с места на место и помогал запускать всё новые производственные объекты для отрасли – НПС «Карабаш», нефтенасосные станции в Альметьевске, нефтепровод «Альметьевск-Горький-3», станции «Ковали» и «Ярославль».

Хлопотное дело

«Война закалила Юрия Семёновича. Он никогда не бросал дело на полдороги, – вспоминает бывший начальник НПС-1 Альметьевского районного нефтепроводного управления Юрий Маляев. – Мы сдружились с ним во время учёбы в вечернем нефтяном техникуме. Пять лет просидели за одной партой, вместе защищали дипломы. Между нами 10 лет разницы, я тогда был простым слесарем на НПС-1, а он уже начальником НПС-2. Но если бы я не знал, кто он по должности, то никогда бы не догадался, что он руководитель. Юрий Семёнович со всеми общался на равных, просто и легко, без высокомерия, заносчивости. Если что-то пообещает, обязательно сделает».

Юрий Маляев до сих пор удивляется, как не бросил учёбу этот занятой человек, отец большого семейства (у Попова было четверо детей – три сына и дочь). Мало сказать, что работа у Юрия Попова была хлопотная. При нём строился первый в Татарии резервуарный парк, где впервые использовали железобетонные полуподземные резервуары. Нужно было самому разобраться, вникнуть, найти специалистов.

«Помню, после техникума мы расходились по домам, а он шёл в служебный кабинет – готовился к утренней планёрке, а ночью – к завтрашним занятиям, - рассказывает Юрий Маляев. – И ведь ни разу не жаловался, что устаёт, что ему тяжело. В 42 года окончил техникум! У него я научился трудолюбию, узнал, как не бояться трудностей».

Выносливости Юрия Попова многие могли позавидовать. Сам он вспоминал, что научился этому в партизанской школе на Валдае. Те уроки он усвоил на всю жизнь. Вспоминал, как их нагружали - по 16 кг кирпичей за спину - и заставляли с этим весом ночами ходить по топкому болоту. Пить воду не запрещали, но постепенно будущие партизаны поняли: чем больше пьёшь, тем больше хочется, да и потеешь постоянно, а значит, натираешь мозоли. Или же, наоборот, пить не давали, а кормили солёной селёдкой: поешь этой вкуснятины и маешься всю дорогу от жажды. К слову, всю войну партизаны пили в основном мутную болотную воду, которая по цвету напоминала чай…

Запомнили Юрия Попова и как заступника. В техникуме, например, он стал старостой группы. Всё-таки авторитет у него был, как у участника войны.

«Юрий Семёнович следил, чтобы молодые преподаватели нас не «строили», - рассказывает Юрий Маляев. – Бывало, какая-нибудь учительница, совсем девчонка, захочет добиться от нас показательной дисциплины, будто мы мальчишки. Сядешь за парту после тяжёлого рабочего дня и ненароком заснёшь, а она громко так командует: «Маляев, встань!» Конечно, Юрий Семёнович с таким отношением мириться не мог. Пошёл к директору, заявил, что здесь не дети учатся, а труженики. Больше нас никто не дёргал».

Война закалила Юрия Семёновича. Он никогда не бросал дело на полдороги.
Война закалила Юрия Семёновича. Он никогда не бросал дело на полдороги. Фото: Из архива ОАО "Транснефть"

Партизанские байки

Сразу после окончания техникума в 1966 году Юрия Попова перевели на новую НПС «Ковали». Но коллеги из Альметьевска ещё долго вспоминали Юрия Семёновича добрым словом. Его все любили, ходили за ним по пятам. Он часто шутил, любил анекдоты и с удовольствием рассказывал истории.

Этих историй, весёлых и не очень, у Юрия Семёновича было не счесть! Ведь он участвовал в самых опасных партизанских операциях. Весной 1943 года после ранения Юрий Попов стал командиром диверсионной группы, которая действовала в Ленинградской области. Отряд забросили во вражеский тыл. Партизаны проводили разведку, организовывали взрывы, пускали под откос эшелоны, устанавливали свою агентуру, чтобы знать – откуда, куда, какие боеприпасы и в каком количестве будут перевозить. Однажды надо было взорвать мост через болото, к которому двигалась вражеская автоколонна. Юрий сам держал «удочку» - так называли верёвку, за которую нужно было тянуть, чтобы произошёл взрыв. Сидел в засаде так близко, что взрывной волной его отбросило и он с размаху ударился головой о дуб. Чудом остался жив и провёл ещё много успешных операций…

Вызвали, как «неотложку»

В 1970 году его назначили начальником Краснокамского (ныне Пермское) РНУ. Юрий Семёнович вспоминал годы, проведённые в Пермской области как особый этап своей жизни. За 13 лет в Краснокамском РНУ он собрал команду, которая под его началом буквально поставила на ноги это районное нефтепроводное управление.

Дело в том, что Юрия Попова командировали в Краснокамск с одной целью – чтобы он принял от Главнефтеснаба РСФСР зарождавшуюся нефтепроводную систему региона. По сути, опытного специалиста вызвали, как «неотложку». Позже Юрий Семёнович не раз рассказывал, сколько сил он потратил, чтобы провести капремонт трубопроводов, перевести резервуарный парк с ручного труда на автоматику.

А когда система была отлажена, Попов приступил к увеличению мощностей нефтеперекачки – при нём возвели НПС «Набережные Челны», «Малая Пурга», «Мишкино», запустили НПС «Оса-2» и «Мостовая», а также линейную производственно-диспетчерскую станцию «Пермь». Несомненно, опыт и знания Юрия Попова, его решимость помогли справиться со сложной задачей развития нефтепроводной системы, которая действует в Пермском крае по сей день.

С любовью к жизни

Но и эта высокая ступень не стала завершающей в карьере Попова. Последней записью в его трудовой книжке стала должность начальника Казанского РНУ.

«Мы познакомились с ним в конце 1980-х, когда я работал начальником НПС «Ковали», - вспоминает Наиль Валитов. – Это был необыкновенный человек. Всегда жизнерадостный, он всех заряжал своим оптимизмом. Из любой ситуации находил выход и никогда не унывал. А главное – сам не ставил перед нами невыполнимых задач, всегда реально оценивал возможности, силы и риски. Не оставлял нас наедине с проблемами. Мы любую рабочую проблему живо обсуждали, и его колоссальный опыт организатора мне часто помогал».

У него было много не просто контактов и связей, как сейчас говорят, а именно хороших знакомств. Он легко находил материалы, всегда знал, с кем посоветоваться. В Ковалях при нём построили жильё для первых нефтепроводчиков, он добился от исполкома, чтобы в посёлке при станции появилась школа. Да и через рабочую школу Попова прошли многие из тех, кто занимал и по сей день занимает руководящие должности.

На пенсию Юрий Попов вышел в 1991 году в звании заслуженного нефтяника ТАССР. К боевым наградам прибавились трудовые, главная из которых - орден Трудового Красного знамени. И сразу взялся за общественную работу, занялся патриотическим воспитанием молодёжи. Именно он предложил создать единственный в Татарстане музей «Партизанская слава», который уже больше 30 лет работает в школе №98. Около 20 лет возглавлял он Совет партизан и подпольщиков РТ. Даже на заслуженном отдыхе он не мог сидеть без дела. Часто встречался с бывшими коллегами и до последнего дня радовал всех своим бесконечным жизнелюбием и доброй улыбкой.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество