Цыгане – одна из самых многочисленных этнических групп мира, не имеющая своего государства. Их можно встретить в любой стране мира, а также в любом регионе России. Живут они и в Прикамье.
Пермячка Полина Домовитова много лет интересуется цыганами и считает, что многие суждения об этом народе – всего лишь выдумка.
Романтика большой дороги
Полину с детства привлекали цыганские костюмы, песни, танцы и некая тайна, которой окутана жизнь цыган.
«Помню, по пути на дачу проезжали табор. Мне казалось это загадочным – девушки в юбках, палатки… Конечно, это не так же красиво, как показывают в фильмах. Но мне было очень интересно, как они живут, – вспоминает девушка. – Тогда казалось, что цыгане живут очень весело – с медведями, песнями и плясками. На самом деле это, конечно, не так».
Став старше, Полина узнала: вполне возможно, что в её жилах течёт цыганская кровь.
«Папа рассказывал, что мой прадед был цыганом, хотя тётя считает, что он был молдаванином. Мне кажется, одно другому не мешает. Откуда-то взялась ведь трепетная любовь к этому народу, так что я предпочитаю думать, что это голос корней», – говорит Полина.
Сейчас многие убеждения насчёт цыган кажутся пермячке всего лишь стереотипами, а среди её подруг появились девушки с длинными косами и в ярких юбках. И зовут их вполне обычно – Ирина и Алёна.
Домики-фанерки
Полина стала изучать историю этого народа, который со временем, так уж получилось, стал ей своим, – читала книги, смотрела фильмы. А вот пообщаться с представителями этой нации ей не доводилось. Но однажды представился случай. Полина работала журналистом, и ей поручили подготовить материал о сносе цыганских домов в Перми. Так она впервые попала в цыганский табор.
«Поначалу было страшновато. Конечно, мешали мифы и стереотипы, которые есть в нашем обществе относительно этой народности. Тем более в табор я пришла вечером. Мне было не по себе, – признаётся Полина. – Я подготовилась: взяла с собой сладости для детей. В одной из книг прочитала, что у цыган культ детей, поэтому если привезти гостинцы, тебя радушно встретят. Так и произошло. Дети молниеносно разобрали конфеты. Взрослые были мне рады и пригласили в гости. Накормили, напоили. Мы душевно пообщались. Оказалось, что цыгане – люди очень гостеприимные и интересные».
Цыгане табора, в котором побывала Полина, живут в небольших домиках, некоторые были из фанеры.
«Ощущение, что если дунуть, они сложатся, как карточный домик. Внутри печь. Обстановка обычная – мебель, домашняя утварь. Как в большинстве домов, – говорит девушка. – Зато в них чисто и аккуратно».
После этой встречи у Полины завязалась дружба с несколькими цыганскими семьями.
«Мы обменялись телефонами, стали общаться. С одной девушкой, Ириной, стали дружить. Как-то я навестила её в больнице (она лежала там с ребёнком). Несколько раз приезжала в гости в табор. Общаемся с ними до сих пор», – рассказывает Полина.
Чайный знак
Полина говорит, что за то время, что она дружит с цыганами, не заметила каких-то особенностей национальной кухни. Готовят они простые блюда.
«Есть такой миф, что одно из национальных блюд у них – жареный ёж. Но я ничего подобного не встречала», – говорит с улыбкой пермячка.
Единственное, что ей показалось особенным, – цыгане пьют чай с яблоком. Нарезают дольками и обязательно кладут в чай.
«Моя бабушка (дочь того самого прадеда, которого считают цыганом) никогда не рассказывала родным о своих родителях – поэтому в нашей семье и сохраняется интрига по поводу цыган в роду. Но она всегда пила чай с яблоком, чему научила и меня», – говорит пермячка.
Когда Полина рассказала друзьям из табора, что у неё могут быть цыганские корни, там восприняли эту новость с большим энтузиазмом. Ведь мало кто ищет родства с ними. Полину нарядили в национальный костюм, заплели косы на свой манер.
«Конечно, длины моих волос не хватило – получились две коротеньких косички, – смеётся Полина. – Но все признали, что сходство с цыганами во мне есть».
Правда или миф?
Полине очень хочется, чтобы мифы о цыганах развеялись, чтобы их не боялись, больше узнавали о культуре этого народа. Ведь немало цыган живёт на Пермской земле. Она не исключает, что в будущем может заняться исследовательской работой.
«Хотелось бы, чтобы люди знали: цыгане – это не преступники, как многие считают. У них есть свой кодекс, который запрещает совершать тяжкие деяния, – говорит Полина. – Понятно, что его соблюдают не все. Да, народ специфический, со своими особенностями, но так у многих национальностей. И с этим надо считаться, ведь все мы живём вместе на одной земле».
Однако Полина признаёт: некоторые цыганские традиции она не понимает и не приемлет.
Полину смешит живущий в нашем обществе стереотип, о том, что цыгане воруют детей. В каждой семье у них по четыре-пять детей, зачем им чужие? С лихвой хватает забот со своими.
Полина не отрицает: некоторые цыгане умело выманивают деньги, предлагают погадать. Поэтому девушка считает, что лучше обходить стороной тех, кто навязчиво пристаёт и зазывает узнать будущее.
Ещё один миф – будто цыгане занимаются незаконной деятельностью и не любят работать. По словам Полины, это не так. Трудятся мужчины в основном на стройках, занимаются металлоломом, сваркой.
Зачастую цыгане не имеют образования, даже среднего.
«Это, конечно, проблема. Уровень образования у них низкий», – говорит девушка.
Корни – это сила
Муж Полины с пониманием относится к её увлечению, с радостью общается с цыганами, считая их позитивными людьми. У супругов растут две дочки. Полина с мужем считают, что важно прививать с детства уважительное отношение ко всем национальностям, изучать свои корни, рассказывать детям о предках.
«Мне рассказывал о моих прадедах папа. Среди моих предков есть и поляки, и французы. У мужа – украинские и татарские корни, – говорит Полина. – Знание своих корней помогает лучше понять себя. Нет сейчас чисто русских. В нас намешана кровь разных народов, и это влияет на кругозор и мировоззрение. Начинаешь смотреть на многие вещи шире, становишься лояльным и толерантным к разным людям. И в итоге с большим уважением и любовью относишься к другим национальностям».
Полине хотелось бы сделать генетический тест, узнать о своём происхождении и генеалогических связях. Она мечтает изучить свою родословную и этническую принадлежность.
«Но даже если окажется, что мой прадед не был цыганом, это не повлияет на моё отношение к этому народу. Я уже привыкла жить с тем, что у меня цыганские корни», – говорит Полина.