Детская фантазия, воображение и любопытство могут приносить невероятную пользу. Юные изобретатели из Перми год от года это доказывают. Адаптер для инсулиновой помпы, поилка-фонтанчик для кота, доильный аппарат для кроликов – эти и другие разработки школьников удостоились различных наград, а некоторые – удалось запатентовать.
В День детских изобретений публикуем интервью с человеком, который стоял у истоков детского изобретательства в Пермском крае. Как развивается эта сфера сегодня? Какие проблемы предстоит решить? На вопросы perm.aif.ru ответил изобретатель, эксперт творческих проектов, педагог дополнительного образования Раиль Галеев.
Перелом в 50 лет
Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: Раиль Наилович, по образованию вы – техник-строитель, много лет посвятили строительной сфере. Почему решили сменить направление деятельности?
Раиль Галеев: Переломный момент произошёл, когда мне было около 50 лет. Если честно, то у меня был кризис. Работа предпринимателем высосала из меня все соки. Передо мной встал вопрос: куда идти дальше? Год я старался ни с кем не общаться: ходил в спортзал, в бассейн, в библиотеку имени Горького. Очень полюбил это место. Там тишина, спокойствие…
– Как вы пришли в изобретательство?
Я много читал и почему-то задумался: в 1956 году в Нижнем Новгороде нашли около полутора тысяч берестяных грамот. Находкам было больше 700 лет, но письмена сохранились, их можно было взять и прочитать. Это меня как-то зацепило. Железо гниёт, деревья тоже. Веками сохраняются золото, серебро. Но как уцелела береста? Какими свойствами она обладает? Я попытался разобраться и понял, что есть вопросы, на которые человечество до сих пор не нашло ответы.
Есть вопросы, на которые человечество до сих пор не нашло ответы.
Я проштудировал массу литературы, провёл исследования, испытания. Это закончилось тем, что я запатентовал подушки, наматрасники, сидения, постельные принадлежности из бересты. В них не бывает постельных клещей, они не гниют и хороши для лежачих больных, так как на них не возникает пролежней.
В какой-то момент в библиотеке я столкнулся с сообществом пенсионеров-изобретателей. Пообщался с ними и понял, что это интересные ребята. Стал ходить на их встречи, а потом вышел с инициативой создать общественную организацию «Союз изобретателей». Они меня поддержали. Это было больше 10 лет назад, где-то в 2012 году. С того времени это направление и стало меня увлекать дальше и дальше.
Лидеры в сфере
– В последние годы всё чаще появляются новости о разработках юных пермяков. Наши школьники удостаиваются российских и международных наград. С «высоких трибун» Пермь часто называют городом-лидером детского изобретательства. Действительно ли это так?
– Да, я согласен с тем, что мы лидеры. Мы не просто предлагаем детям придумать какое-то изобретение, мы создали возможность получить документ, подтверждающий права интеллектуальной собственности. Уже получен 21 патент на изобретения, где авторы – дети. Откровенно говоря, я не знаю, где в России, да и во всём мире, есть такие результаты по детскому изобретательству (в Москве, по-моему, было получено пять патентов). В Перми действительно создана уникальная среда.
– И, тем не менее, какие болевые точки испытывает сфера детского изобретательства?
Вот, например, в 2014 году мы (а конкретно школа № 16 и школа № 129 Перми, а также ООО «Объединение Созидатель») получили патент на полезную модель футляра для информационных документов, в 2015 году – патент на промышленный образец комплекта указательных знаков для двери. До сих пор эти патенты не реализованы, то есть этих разработок нет в массовом пользовании. Пока нет тех, кто бы занимался их внедрением на рынок. Это уже рыночные отношения, в которые я не лезу.
Проблема детского изобретательства в том, что разработки редко попадают на рынок.
Я, как созидатель, изобретатель, могу что-то придумать и получить документ, подтверждающий права на интеллектуальную собственность, а дальше – бизнес. Это уже не моя история. Чтобы довести дело до логического завершения нужно, чтобы появились заинтересованные предприниматели. Но радует, что сейчас хотя бы стали появляться всякие акселераторы, инновационные инжиниринговые центры.
– Какие задачи перед собой вы ставите для дальнейшего развития детского изобретательства?
– Сегодня наша задача – выработать систему. Все положения и документы мы собираем в единое методическое пособие, чтобы в дальнейшем была возможность внедрять и развивать детское изобретательство в других населённых пунктах региона.
Сейчас мы отрабатываем схему на Краснокамске. Там уже формируется среда. Я считаю, что там можно развернуть изобретательское движение не просто со школьниками, но и вовлечь в это весь город. Мы уже получаем первые положительные отклики и результаты. Например, 30 января проводим городской конкурс изобретателей.
– Не все понимают значимость детских разработок, а иногда смотрят на них и откровенно заявляют «ерунда». Как вы отвечаете на это?
– Да, некоторые считают, что школьники – малограмотные, меня часто спрашивают «да что они могут изобрести, ракету?». Приходится объяснять, что школьник – не конструкторское бюро, а изобретение – это не обязательно ракета. Один из элементов изобретательства – усовершенствование. Дети с этим хорошо справляются. Они смотрят на окружающий мир без ограничений и рамок, которые есть у взрослого человека. Вот это ценно.
«Мягкая сила»
– Раиль Наилович, вам приходится общаться как с совсем маленькими детьми, так и с кандидатами наук. Как вам удаётся найти общий язык с совершенно разными людьми?
– Когда я начинал работать в школах, то мне было тяжело, потому что надо было переключиться со взрослого лексикона на детский. Поэтому я решил, что надо развивать ораторские способности. Так я попал в ДК Солдатова. Вот уже шесть лет я – актёр народного театра «Третий этаж».
Курсы актёрского и ораторского мастерства помогают педагогу находить общий язык с детьми, учат доносить информацию так, чтобы было интересно. Кроме того, такие занятия тренируют память. Театр многое мне дал.
– У вас два сына и уже две внучки. Поделитесь, какие принципы воспитания есть в вашей семье?
– Моим сыновьям 30 и 35 лет, внучкам – 3 и 10. Что я мог дать своим детям в 90-е годы? Мы же выживали. А сейчас очень большие возможности. Можно развивать детей в любом направлении. Сейчас я, конечно, акцентирую внимание на внучках.
Мой опыт работы педагогом показывает, что формировать развитие ребёнка нужно до 5-6 класса, то есть до 11-12 лет. Всё, что мы заложим в детях до этого возраста, останется с ними навсегда.
Сегодня ребёнок клеит, а завтра красит. Пусть он чем-то увлекается, чтобы понять, где он может раскрыться. Если родители видят, что какое-то занятие может пригодиться ребёнку в будущем или он показывает хорошие результаты в чём-то, то надо вовремя это подхватить (купить кисти и краски, например). При этом не стоит заставлять детей заниматься чем-то, нельзя кричать на них (лучше спокойно подходить, интересоваться «Может, попробуем это? Не хочешь сейчас – давай потом»).
Нельзя заставлять детей заниматься тем, что им не нравится.
Родители должны применять мягкую силу. Один Бог знает, какая судьба ждёт их ребёнка. Я вот никогда не думал, что буду изобретателем, даже близко мысли не было, что поверну в эту сторону.