Примерное время чтения: 7 минут
525

Видеть мир сквозь VR-очки. О развитии высоких технологий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Прикамье 20/10/2021
У детей не очень хорошо развито образное мышление, но работа с современными программами и оборудованием помогает его формировать.
У детей не очень хорошо развито образное мышление, но работа с современными программами и оборудованием помогает его формировать. Кванториум

То, что раньше казалось фантастикой, уже давно стало реальностью. Когда же узнаёшь о новых разработках, то всё равно ощущаешь себя пещерным человеком. О том, как современные технологии внедряют в стране и Пермском крае, как детей учат ими пользоваться, почему наше представление, что в плане цифровизации мы впереди планеты всей, не совсем верно, мы поговорили с руководителем VR дет­ского технопарка «Кванториум Фотоника» Марией Ещенко.

Что в тренде?

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: В Перми прошёл хакатон (форум для разработчиков, где они решают поставленную задачу на время. – Ред.), где вы рассказывали о тенденциях в сфере искусственного интеллекта и дополненной реальности. Если простым языком – что это за технологии?

Мария Ещенко: Искусственный интеллект – это наука о наделении машины интеллектом, приближённым или подобным человеческому. Дополненная реальность – технология, которая расширяет наш физический мир, дополняя его цифровой информацией (добавляя тексты, видео, 3D-объекты и т. д.). Именно их синтезу сейчас в мире уделяют особое внимание, именно в это вливают немалые деньги. Виртуальную реальность тоже используют вместе с искусственным интеллектом, но такие технологии выполняют более тривиальные задачи по цифровому моделированию и отображению объектов. Бизнесу же сейчас этого недостаточно. С развитием смежных технологий (например, 5G) эффект от использования самых современных разработок куда выше. За границей технологии дополненной реальности в сочетании с искусственным интеллектом уже активно внедряют в производство и социальную сферу. Это так называемые социально-вспомогательные роботы.

– Как этот процесс идёт у нас?

– Пока очень медленно. Предприятия Пермского края пока используют в большей степени только технологии виртуальной реальности. Обычно с целью обучения сотрудников или демонстрации производства. Я и сама уже не первый год разрабатываю обучающие программы для очков виртуальной реальности. Это тоже нужно и важно, однако в данном случае мы не подключаем искусственный интеллект. Максимум, что здесь есть, – это цифровое моделирование и «небольшая» математическая модель. На компьютере уже загружен некоторый массив данных, которые потом отображаются в очках. Вот и всё.

– Что нужно «докрутить», чтобы это можно было называть искусственным интеллектом?

– Грубо говоря, система должна сама уметь развиваться, обучаться и обучать. То, что мы делаем для обучения с помощью очков виртуальной реальности, можно сравнить с учебником, который мы сами можем полистать. А искусственный интеллект в сочетании с дополненной реальностью – это когда книга сама себя листает, где надо подсвечивает, вместо тебя может кнопку нажать и выдать тебе всю отчётность/результат. Пользователь – это наблюдатель. Например, очки виртуальной реальности, которые сейчас чаще всего используют на производстве, пока такой вычислительной мощностью не обладают. Чтобы расширить их функционал, нужно подключать их к компьютеру. Но уже созданы более современные очки дополненной реальности – HoloLens. И это уже мини-компьютер, который способен решать целый ряд задач. Их на предприятиях за рубежом уже всё активнее применяют.

– Звучит как фантастика...

– До нашей страны эти тенденции пока не особо дошли. Лидеры – США и Германия. Среди стран, где синтез этих технологий развивается, мы, можно сказать, плетёмся в хвосте. В этом плане Индия, которая так же, как и Россия, славится высококлассными программистами, нас опережает.

Как применяют?

– А в чём причина, ведь многие производства у нас говорят о себе, как о технологичных?

– Не всякое производство готово внедрять эти технологии. Исходя из моего личного опыта, предприятия сначала берут, например, технологии виртуальной реальности и даже внедряют. Но потом о них забывают. Применяют их разве что в обучении, но дальше не идут. С помощью дополненной реальности проводить сборку на станке или использовать для автоматизации работы в сфере логистики – нет. Объём финансовых вложений в цифровизацию и полезный выхлоп у нас – это несоизмеримые показатели. Такое чувство, что руководители попробовали, им не понравилось, и всё – на этом закончили. Есть и такое явление – некоторые не очень крупные компании внедряют технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности для удорожания активов. Но по факту они их не используют. Я разрабатываю подобные решения и уже получила не один такой заказ. Конечно, хорошо, что они всё-таки это внедряют. Когда же понимаю, для чего им это надо, становится грустно.

Ещё одна причина того, что предприятия не готовы к чему-то новому, возможно, в том, что у большинства компаний стратегии прописаны на пять лет вперёд. А внедрение новых технологий порой требует серьёзной перестройки производства, к чему они не готовы.

– Нам часто говорят о цифровизации в различных сферах жизни города и региона. Это высокотехнологичные процессы или просто оцифровка данных?

– Не считаю автоматизацию документооборота настоящей цифровизацией. Улучшение взаимодействия с людьми – хорошо, но это просто верхушка технологических процессов. Но мне всё-таки кажется, что цифровизация – это комплексное явление с внедрением новейших технологий, которое корректирует и управление, и бизнес-процессы, и внешние коммуникации.

Зачем детям VR-очки?

– Вы преподаёте в детском «Кванториуме Фотоника». Ребятам, которые там учатся, предстоит жить в оцифрованном мире. Использованию каких технологий вы их обучаете?

– Я работаю с детьми до 12 лет. Моя основная задача – рассказать им о новых технологиях, дать им прикоснуться к ним и помочь сделать первый проект. Например, им понравилось работать с камерой 360, делать панорамные фото и видео. Поэтому мы решили сделать экскурсию «360 в виртуальной реальности» (технология VR 360 с помощью специальных очков позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, объекты видны объёмно, их можно рассмотреть со всех сторон. – Ред.). Много компаний делают такие экскурсии для очков виртуальной реальности. Это помогает им показывать своё производство на различных выставках. Пермские предприятия – не исключение.

– Трудно ли объяснять такие сложные вещи детям?

– Не так просто, хоть к нам приходят уже мотивированные ребята. В свою группу я проводила отбор: общалась с детьми, родителями и даже учителями. У детей этого возраста, как я заметила, пока ещё не очень хорошо развито пространственное мышление, которое важно при рисовании 3D-объектов. Например, срез кубика они ещё могут себе представить, а вот срез яблока им нарисовать сложно. Но как раз сама технология помогает развивать образное мышление. Пока мы учимся, оно формируется быстрее. Если у ребят что-то не получается, они расстраиваются, замыкаются. Дети не могут постоянно программировать – им часто нужно переключаться. Кстати, в этом тоже помогают технологии. Технология виртуальной реальности позволяет проводить арт-терапию, есть специальные приложения для детей. Когда вижу, что ребята устали, мы встаём и начинаем «творить»: они с помощью контроллеров, которые держат в руках, «раскрашивают» однотонную комнату, добавляют в неё разные объекты. Им очень нравится. Виртуальную реальность часто используют для арт-терапии, но в России не так много научных данных по применению этой технологии в медицине – для этого нужно обращаться к заграничным источникам. У нас, к сожалению, доказательная медицина в этом направлении менее развита.

– Вы обучаете и взрослых. Чему?

– Провожу обучение в области управления IT-проектами, являюсь внешним консультантом Яндекса. У меня учатся профессионалы, часто с колоссальным опытом. Половина сейчас живёт и работает за границей в самых разных областях. И у них можно многое узнать о тенденциях в использовании технологий. Возраст самый разный – от 21 до 50+. Заметила: если человек старше 40 приходит на обучение не самостоятельно, а его отправили учиться, то новые технологии управления он применять чаще всего не готов. Такие руководители, даже если скажут да на внедрение современной технологии, то она, скорее всего, окажется, в столе. А те, кто действительно пришёл за изменениями и развитием себя и компании, очень быстро достигают результатов. В них энергии больше, чем у молодого поколения.

Досье
​Мария Ещенко. Родилась в Челябинской области, в пгт. Кропачево. Окончила НИЯУ МИФИ по специальности «вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Карьеру начинала в Росатоме. С 2018 г. занимается проектами в области VR/AR и других иммерсивных технологий. Занимается сферой цифровых двойников (цифровая копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса. – Ред.).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах