Есть люди, о которых говорят – это живая история. Галина Смагина как раз их таких. Она посвятила жизнь авиации: освоила восемь типов самолётов (в том числе боевой истребитель), стала командиром воздушных судов ЯК-40 и ТУ-134, участвовала в установлении пяти мировых рекордов. Когда пришло время «спуститься на землю», лётчица стала передавать опыт и знания учащимся Пермского авиатехникума.
Орден Трудового Красного Знамени, почётные знаки Министерства гражданской авиации, звание «Почётный гражданин города Перми» – это лишь малая часть наград, которые есть у легендарной лётчицы. Но совсем не ради них она трудилась многие годы.
Чем пришлось жертвовать ради цели? Почему девушек не любят в мужских профессиях? Какую мечту так и не удалось осуществить? Читайте в материале perm.aif.ru.
Попала в струю
Галина Смагина родилась в 1942 году в Молотове (сегодня Пермь). В 1957 году поступила в авиатехникум. Мыслей стать лётчицей ещё не было. Но, как и у многих в послевоенные годы, был интерес к слову «авиация».
«Век был такой, что лётчиков, можно сказать, на пьедестал возводили. Это была особая каста людей. Страна технически восстанавливалась, авиация на взлёте была. Вот я и пришла на слово «авиационный», – рассказывает Галина Смагина. – В приёмной комиссии мне сразу сказали, что лётчиков не готовят. И я училась на технологическом отделении. Мы занимались авиамоделями – собирали их, запускали. Сейчас не увидишь такого. Время сыграло большую роль – я попала в струю, которая зажгла во мне интерес к авиации».
Время сыграло большую роль – Галина Смагина жила в атмосфере, которая зажгла в ней интерес к авиации.
Любопытство подтолкнуло студентку техникума идти в аэроклуб. Это был 1960 год. Тогда организация действовала как полувоенизированная – готовила призывников. Юноши жили в лагерях на аэродроме в строгой дисциплине: спали в палатках, начинали полёты в пять утра, чистили самолёты и тренировались на различных тренажёрах. Девушек же до полётов не допускали – они только прыгали с парашютом.
«Я раньше, чем только не занималась: и на байдарках плавала, и в теннис играла, и на баскетбол ходила, и в радиокомитете состояла. Когда стала ходить в аэроклуб, то всё это ушло. Вся энергия и время была посвящена авиации, ведь чтобы что-то получить – надо от чего-то отказаться», – считает лётчица.
Лётчица считает, чтобы что-то получить – надо от чего-то отказаться.
В год, когда Юрий Гагарин полетел в космос, Галина Смагина окончила техникум. К тому моменту она чётко знала, что хочет связать жизнь с авиацией.
Лётчиков-инструкторов готовили в Калужской школе ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России). Но попасть туда было не так-то просто: во-первых, девушек на лётном отделении не жаловали, во-вторых, после получения диплома три года необходимо было отработать по распределению. Поэтому параллельно работе на заводе аппаратуры дальней связи Галина продолжила ходить в аэроклуб. В 1961 году девушкам разрешили заниматься пилотажем и совершенствовать навыки для участия в соревнованиях.
Однако в 1962 году аэроклубы упразднили, на смену им пришли аэроспортклубы (АСК). Спортивная стезя не привлекала Галину Смагину. Она добивалась того, чтобы её взяли в лётную школу. И это произошло.
Годы, которые прошли в Калуге, Галина Смагина называет лучшими в жизни. Она попала в единственную в учебном центре группу, которая летала на реактивных самолётах МиГ-15 и МиГ-17. А после окончания готовила пилотов для воинских частей. Как-то в отпуск лётчица оказалась в Душанбе. Это поездка стала судьбоносной – девушка влюбилась... Конечно, в самолёт. За Як-40 она перевелась в Таджикский авиаотряд. Сначала была вторым пилотом, а затем командиром корабля (1969–1977 годах).
В 1977 году в составе женского экипажа на самолете ИЛ-62М в роли бортинженера она участвовала в рекордном беспосадочном полёте. За 10 000 километров от Софии до Владивостока девушки установили пять мировых рекордов на скорость и дальность.
«Я не рвалась устанавливать рекорды, но согласилась, потому что мне было интересно освоить новый самолёт (Ил-62), пообщаться с конструктором Генрихом Новожиловым и с великим лётчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, который был для нас кумиром», – вспоминает Галина Смагина.
«Баб не любят»
После рекордных полётов Галина Смагина вернулась в Пермь. До 1989 году работала в Пермском авиаотряде, где вновь прошла стандартный путь от второго пилота до командира корабля Ту-134.
«Но мужики баб всё равно не любили, а в пермском авиаотряде особенно. Не доверяли женщинам быть командирами кораблей и всё тут. Не знаю, как бы у меня получилось, если бы не рекордные полёты. Пришлось бы лбом стенку пробивать, наверное», – признаётся лётчица.
По словам Галины Смагиной сейчас отношение к девушками в авиации не сильно изменилось.
«Тут дело не в каком-то особом складе ума, а в образе жизни, в готовности отдать всё для достижении цели. У девочек, даже которые лётные школы заканчивали, на первом плане всё равно семья, дети. А авиация требует самопожертвования. Я – из той эпохи, когда пахали круглосуточно и жили ради идеи. И если стоял вопрос «или/или», то даже выбирать не приходилось – полёты стояли на первом месте. Если надо лететь – всё бросаешь и летишь, – объясняет знаменитая лётчица. – Конечно, есть женщины, которые могут от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать или, наоборот, как-то совместить всё. Но таких примеров немного».
У девушек часто на первом плане семья. А авиация требует самопожертвования.
Сама Галина Смагина была замужем. Родила сына в 33 года, когда уже состоялась в авиации. Мужа давно похоронила.
Лётчица посвятила жизнь работе, но воплотить в жизнь одну мечту так и не смогла. Недостижимым остался космос.
«После полёта Гагарина, конечно, ажиотаж был в стране. Все хотели стать космонавтами. Но я как-то не думала об этом. А вот когда Терешкова полетела, то уже было понятно, что в космос можно попасть однозначно через авиацию. Первые космонавты были все из лётчиков. Это сейчас набирают учёных, инженеров и людей других профессий. Тогда требования к космонавтам были завышенными. Это сейчас признают. Надо было иметь идеальное здоровье, а у меня были небольшие отклонения. Да и Терешкова не очень удачно слетала, Королёв тогда сказал, что баб на космодром больше не допустит. Пришлось думать о реальности – идти в аэрофлот», – рассказывает Галина Смагина.
После полёта Валентины Терешковой Сергей Королёв сказал, что больше не допустит женщин в космос.
Мечта Галины Смагиной так и не исполнилась, на Байконуре она не побывала. Хотя, признаётся, что и сейчас бы согласилась полететь. Потому что интерес к тому, что тянет человека в неизведанное, никуда не ушёл.
«Но мне грех жаловаться. Авиационная жизнь моя сложилась замечательно», – добавляет лётчица.
Сохранение памяти
В 1989 году Галина Смагина начала преподавать профильные дисциплины, а затем стала зав. отделением авиадвигателей в Пермском авиационном техникуме им. А. Д. Швецова. В 2011 году знаменитая лётчица создала Музей истории авиации и космонавтики Пермского края. Сегодня она поставила точку в преподавательской главе жизни, но продолжает трудиться над сохранением памяти о пермской авиации, в том числе готовится встречать 90-летие аэроклуба 18 августа 2023 года.
Сегодня организация разделена на федерации: лётчиков, парашютистов, планеристов, дельтопланеристов, моделистов. Но, по большому счёту, аэроклуб существует как базовый аэродром во Фролах. Там совершают прыжки с парашютом и полёты на частных самолётах. И это, надо сказать, недешёвое удовольствие.
«Провал 90-х сказался на самых затратных и требующих бескорыстного служения делу отраслях, на авиации в том числе. Всё сведено к рублю – раз дело не приносит доход, то значит, оно не нужно. Аэропорт в Перми остался, отряда – нет, самолётов своих нет, лётчиков нет, аэроклуб и тот существует в урезанном виде. Конечно, транзитным аэропортом легче управлять. Но мы всегда были авиационной державой. Хотелось бы, чтобы пермская авиация возродились, а авиаклуб не умер. Но чтобы это случилось обязательно нужна поддержка со стороны властей. А иначе как авиацию поднимать?» – задаётся вопросом Галина Смагина.
Мы всегда были авиационной державой. Хотелось бы, чтобы пермская авиация возродились, а авиаклуб продолжил существовать.
В жизни как в песне Юрия Визбора: «то взлёт, то посадка». И наша легендарная лётчица верит, что всё возродится. Тем более, что подготовка к юбилею показала, что есть люди, которые продолжают болеть за своё дело.