Её родители мечтали, что дочь станет инженером или математиком. А девочке никак не давались точные науки. Предметные тетрадки пестрели рисунками, за которые Людмиле попадало от строгого отца, инженера-геолога.
Свои первые рассказы школьница прятала от домашних, которые считали сочинительство баловством, занятием несерьёзным и отвлекающим от изучения точных наук. Поверить в себя помог дедушка. По отцу Людмила потомок раскулаченных сибирских крестьян-староверов. После раскулачивания деда с семьёй сослали за Магадан. Жену - на поселение, мужа - в лагерь. Отсидев, дед не утратил жизнелюбия и веры в добро. Маленькая Люда часто заслушивалась рассказами да побасёнками дедушки. У него был дар любую житейскую историю превращать в сказку. Людмилу завораживали и старинные, словно из русских былин, имена деда и бабушки - Кирьяк Леонтьевич и Ефимья Маркеловна. Отца Люды тоже окрестили старинным именем Евлампий, но тот при получении паспорта поменял его на звучное «Александр».
Украденная тетрадь
Отец умер в 61 год и не застал то время, когда книги дочери стали издавать. Первый сборник сказок «По ту сторону» вышел в 2011 году. Второй - через два года. А летом 2019 года вышла книга детских стихов «Деткам на заметку». Иллюстрирует книжки Людмила сама. По профессии она художник и педагог, обучает детей прикладным видам творчества.
«Именно дедушка и его рассказы стали для меня источником вдохновения. Многие истории из его жизни я включила в свои сборники. А дар рисования передался мне от родной тётушки, маминой сестры. Она самоучка, но рисует очень хорошо. Помню, как тётя аккуратно вырезала из журналов странички с картинами известных живописцев, вставляла каждую в отдельный планшет. Я часами могла любоваться её коллекцией, выучила имена всех живописцев», - признаётся писатель.
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Помните ваш литературный дебют?
Людмила Панова: Уже в восемь лет маме свои сказки читала. А первый рассказ о любви написала в 13 лет. Название совершенно отстранённое: «Сезон дождей». Рассказ был размером с толстую тетрадь. Подружка попросила почитать. Я в школу и принесла. На уроке истории подруга положила тетрадку на коленки и зачиталась. Учитель попросил сдать тетрадь. Открыл, с интересом полистал страницы: «Ба, да тут рукопись! Почитаем!» Я чуть со стыда не сгорела и даже отругала подружку. Мы придумали план, как выкрасть из учительской тетрадку с рассказом. В перемену укараулили, когда историк из учительской вышел, подруга забежала в кабинет и выдернула из стопки мою тетрадь. Я была спасена.
Друзья лешего
- Когда вы начали сочинять для детей?
- Меня благословил на это наставник, поэт Игорь Тавдин. При пермском отделении Союза писателей раз в полгода издавался литературный альманах, там была и детская страничка. На очередном разборе стихов начинающих поэтов Игорь Александрович спросил у нас: «У кого из вас есть детские рассказы или стихи?» Все молчат. И я тоже. «Чего молчите?» - спрашивает. Тут я из угла пискнула: «Ну, я». Когда прочёл, говорит: «Чего лежат? Почему не печатаешь? Обязательно надо печатать. Это тебе пойдёт на пользу». И действительно, я получаю очень ценную обратную связь от читателей. Причём пишут в соцсетях не только взрослые, но и дети. «Когда следующая книга?» - самый частый вопрос.
Когда в детском садике руководила изостудией, написала сказку «Маленький леший». На занятии садимся читать. Я спрашиваю: «Сегодня что читать будем?» А ребятня в голос: «Маленького лешего!» Я со счёту сбилась, сколько раз мы её читали. Наизусть уже выучили, но каждый раз просили почитать именно её. Считаю это самым большим признанием.
Находки с поля чудес
- Сегодня многие родители жалуются на то, что дети совсем перестали читать. Как приучить ребёнка к чтению?
- Только игрой. Приведу свой пример. С младшим сыном учили буквы, играя в «Поле чудес». Мы рисовали карточки с буквами, а потом крутили барабан и отгадывали названия сказок. Антон (у Людмилы Александровны два сына: старший Максим и младший Антон. – Авт.) так полюбил игру, что сам стал составлять слова. Посмотрит в книге слово - и по памяти составляет. В два года он знал уже все буквы, а читать начал в четыре. Советую покупать побольше книг и поменьше игрушек. Книги сегодня дорогие, но лучше потратить деньги на хорошую книгу, чем на двадцатую куклу или машинку. Ребёнок обязательно должен фантазировать, мечтать, выдумывать, воображать. Всё это прививает любовь к чтению. Читайте малышу с пелёнок, учите стишки, обсуждайте поступки книжных героев.
- Нужно ли ребёнку верить в Деда Мороза?
- Обязательно! Запомните: детство должно быть весёлым и счастливым, с волшебством и чудесами. Пусть ребёнок с радостью ждёт праздника. Для этого готовьтесь к нему вместе. Мастерите игрушки и гирлянды для ёлки, придумывайте новогодние сценки и поздравления.
- В ваших сказках часто присутствует нечисть лесная, домовые, потусторонние силы. Хотя истории происходят не в сказочных государствах, а в нашей России. Чему могут научить детей злые персонажи?
- В моих сказках даже нечистая сила выступает на стороне добра. Плохих людей нечистая сила наказывает, а хороших остерегает. Например, девушке Лизаньке привиделся в зеркале домовой, грозящий пальцем, когда она удумала ослушаться родителей и сбежать с женихом из дома. Маленький леший тоже очень симпатичный персонаж. Он следит за тем, чтобы люди в лесу не жгли костры, не мусорили.
Я выросла на русских народных сказках. И для меня, например, Баба-яга – это добрый персонаж. Ну ведь помогает же она Ивану Царевичу найти дорогу в тридевятое царство! Не будем забывать, что она женщина. И к ней просто нужно найти подход. Характер Бабы-яги тоже полезно обсудить с малышом, вместе разобраться в психологии отношений.
- Когда вы поняли, что ваши книги любят читатели?
- Однажды зашла в автобус и увидела на одном из пассажирских сидений девочку лет двенадцати. Она увлечённо читала мою книгу «По ту сторону». Улыбалась, что-то тихонько говорила про себя, не обращая внимания на пассажиров. Мне стало так приятно!