Примерное время чтения: 12 минут
553

Помощь на дом. Один день из жизни волонтёра в период самоизоляции

Сюжет Коронавирус. Пермский край
Ирина не смогла усидеть дома, зная, что кому-то нужна помощь.
Ирина не смогла усидеть дома, зная, что кому-то нужна помощь. / Марина Шнайдер / АиФ

Жить взаперти - самое большое испытание во время пандемии. И не только для людей старше 65 лет, живущих отдельно от родственников. Но и для их детей и внуков, чьи сердца разрываются от тревоги за своих стариков. Волонтёры, медики и социальные работники сегодня единственные, кто может посещать пенсионеров во время строгой самоизоляции. Журналист «АиФ-Прикамье» провёл один день с волонтёром, чтобы понять, как работает горячая линия для пенсионеров по доставке товаров первой необходимости.

Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».

Защита по полной

Ирина - педагог дополнительного образования, руководитель скаутского отряда. И автоволонтёр со стажем. Участвует в благотворительных акциях, развозит новогодние подарки по малообеспеченным семьям, помогает собачьему приюту «Доброе сердце». В первый рейс по заявкам, поступающим на горячую линию помощи пенсионерам на самоизоляции, Ирина вышла 2 апреля.

«Скажу честно, когда увидела информацию о наборе волонтёров, мелькнули сомнения: а нужно ли тебе туда? Проще всего отсидеться дома. Страшно за себя, но особенно за родных, которые рядом. К решению подтолкнул режим строгой самоизоляции. Поняла, что не смогу от угрозы прятаться в домике. Не так воспитана. Если в силах что-то изменить к лучшему, я должна это делать. Решила, что могу и хочу помогать пожилым людям переждать пандемию. Хоть не на передовой, как врачи и медицинские сотрудники, но облегчить ситуацию я постараюсь».

Волонтёр получает заказы на выезд дистанционно, по интернету. Это тоже мера безопасности. Чем меньше контактов у добровольцев, тем лучше. Каждый волонтёр обязан работать в защитной маске и перчатках. Средства защиты он получает в штабе. Там же подписывает документ о неразглашении личных данных пенсионеров, которым едет помогать.

Первый заказ, который Ирина приняла в работу, - получить бесплатные лекарства в социальной аптеке. Многие пенсионеры пользуются этим видом соцгарантий. Обычно домашняя аптечка пополняется раз в месяц. Режим самоизоляции, как назло, вступил в силу в горячую пору выдачи лекарств. Пожилые люди остались взаперти с рецептами на руках и со страхом остаться без таблеток.

В микрорайоне Парковом бесплатные лекарства выдают в аптеке при поликлинике.

Всем пришедшим в поликлинику измеряют температуру.
Всем пришедшим в поликлинику измеряют температуру. Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

В фойе больницы волонтёра встретили медработники в масках и с тепловизором. У каждого посетителя измеряют температуру. Людей немного, плановый приём отменён. Но меры безопасности всё равно соблюдаются. Особенно порадовал дозатор с дезинфицирующим раствором для рук в тамбуре у входных дверей.

Колесить от аптеки до дома, откуда поступил звонок, пришлось два раза. Рецепт медсестра принесла домой пациенту, но пенсионер забыл об этом упомянуть, оставляя заявку на помощь. Волонтёру дали информацию, что рецепт нужно забрать в поликлинике.

Можно мне в Звёздный?

Многоэтажка, откуда поступила заявка, обдала острым запахом хлорки. Техничка в медицинской повязке на лице яростно уничтожала микробы с дверных ручек, кнопок лифта и лестничных перил. Судя по её решительному взгляду, она бы и гостей с удовольствием обработала. Но вовремя пришёл лифт.

С рецептами Ирина вернулась в поликлинику и получила все необходимые лекарства.

«Повезло вам. Всё в наличии. А так бы пришлось следующей поставки ждать», - улыбнулась провизор.

Пенсионерка сама спустилась в холл подъезда, чтобы забрать таблетки. За что получила выговор от старшего по подъезду.

«Почему без масок ходим?» - строго отчитал её мужчина. Федосья Степановна, как она представилась, радостно показала домовому начальству пакет с лекарствами и объяснила, что к ней приехал волонтёр. А потом сказала Ирине, что ей просто необходимо ехать в Звёздный.

Женщина рада приезду помощников.
Женщина рада приезду помощников. Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

«Сын больной лежит после инсульта. Он очень плохо говорит и почти не двигается. Жена у него в прошлом годе умерла, остался один с ребёнком. Внук мой - парень молодой, крепкий на вид, но инвалид детства. Два раза в неделю их навещаю, покупаю продукты, прибираю, стираю. Пришло время ехать, и не знаю, как. Старикам дома велели сидеть, и автобусы прекратили ходить. Я бы уехала совсем к ним, так у меня на руках здесь дед, 85 ему. Хожу за ним, как за ребёнком», - вздыхает женщина.

Ирина записала телефон бабушки, чтобы сообщить о проблеме в штаб.

Второй вызов поступил из микрорайона Крохалева. Со списком продуктов и просьбой забрать из аптеки льготные лекарства. В перечне продуктов: сахарный песок - пачка, небольшой вилок капусты, яйцо отборное, десять картофелин, молоко жирность 2,5. И батон-винклер. Сотрудники кол-центра стараются максимально подробно расспросить тех, кто обращается на линию. Приятно, когда тебе приносят батон, который ты любишь, а не формально покупают первую попавшуюся на глаза буханку.

«Скажите, вам принципиально, где я куплю продукты?», - уточняет Ирина по телефону у новой заказчицы. «Вы не против, если мы купим продукты в супермаркете?».

Пенсионерка согласилась. Правда, батона-винклер и отборного яйца на прилавках не оказалось. Эти продукты Ирина докупила в небольшом частном магазинчике, по дороге из микрорайона Парковый на Крохалевку.

В заявке было указано, что оплата за продукты за наличный расчёт. И что у женщины только 500 рублей одной купюрой.

Чистые деньги

«Хорошо, что я запаслась мелочью», - говорит Ирина. Перед тем как выйти из машины заранее приготовленную сдачу она протирает спиртовыми салфетками.

«Наша обязанность - не заражать клиентов. Пусть это со стороны кажется смешным, но я должна быть уверена, что даже через деньги в дом никакие микробы не попадут».

Пенсионерка с благодарностью приняла пакет с провизией и передала рецепты. К сожалению, в аптеке, а она находится от дома почти в километре, нужных лекарств не оказалось, разобрали. Провизор записал телефон женщины и обещал позвонить, как довезут. Значит, будет ещё один звонок волонтёрам. Только числа 9, не раньше, с грустью сказал сотрудник аптеки. Им сейчас тоже не сладко. «Масок нет» они произносят по сто раз за день. А потом выслушивают всё, что думают по этому поводу покупатели.

Не получив от волонтёра лекарства, женщина, конечно, расстроилась. Но тут вспомнила, что должна хоть как-то доброго человека отблагодарить, и принялась всучивать Ирине пятьдесят рублей. На шоколадку. Сначала волонтёр терпеливо отбивалась от матпомощи и объясняла, что их работа - это не служба доставки, а добровольная бесплатная помощь. Но когда женщина попыталась спрятать купюру в кармане Ирининой курточки, пришлось спасаться от благодарности бегством.

Следующий вызов пришёл из Индустриального района. И снова привезти лекарства из аптеки. Пенсионерка с улицы Декабристов еле сдерживала радость, когда увидела волонтёра. Она заранее открыла дверь в квартиру. И готова была расцеловать волонтёра. Пришлось напомнить о правиле полутора метров. В поездке за лекарством машина снова оказалась незаменимым помощником. Так как путь оказался неблизким. К счастью, здесь выдали весь перечень необходимых лекарств.

Не во всех аптеках есть нужные лекарства.
Не во всех аптеках есть нужные лекарства. Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

Суп под запретом

Разрешение на перемещение у Ирины действует до 18 часов. По дороге домой, в Закамск, она успела закупить и привезти продукты для свекрови. Свекровь переехала к родному брату 1 апреля, накануне объявления режима самоизоляции в Пермском крае. Брат инвалид, и ему нужна постоянная помощь. Родным затворникам Ирина передала продукты через окно. Под горячие уговоры зайти и отведать горячего супика, который женщина сварила специально для Ирины.

«Я же знала, что ты заедешь! Может, хоть на чуток заскочишь?», - уговаривала через оконные рамы волонтёра родственница.

«Вот чем отличается общение с родственниками, от общения с незнакомыми людьми, - обтирая перчатки спиртовой салфеткой, вздохнула Ирина. - Чужого человека легче убедить в том, что общение должно сводиться к минимуму. А с родственниками неизбежен контакт. Поэтому и угроза заражения выше. К тому же волонтёр постоянно обрабатывает руки антисептиком, не снимает перчаток и маски. А с родными людьми подсознательно срабатывает чувство безопасности. Дома мы не общаемся друг с другом в масках. Так и у близких людей в гостях можно забыться, обняться, снять маску. Это снова к вопросу, почему доставка продуктов волонтёрами - это безопаснее, чем доставка продуктов родственниками».

Ирина достала из пачки свежую салфетку, тщательно протёрла руль, дверные ручки и панель приборов, повернула ключ в замке зажигания.

Дома у неё намечено ещё одно волонтерское задание - нашить масок.

«Все пенсионеры встречают меня без масок. Говорят, не запаслись, не купили. Сошью и буду раздавать вместе с продуктами», - объясняет Ирина. И добавляет, что не понимает тех, кто сейчас маски продаёт. Даже по себестоимости.

«На беде наживаться? Нет, это не по мне. Пока у меня есть материал и запасы марли, буду шить и раздавать. Сейчас я помогу, потом мне помогут. Надо просто мобилизоваться. И не поддаваться панике. Это сегодня самый главный враг», - считает волонтёр.

Как только Федосья Степановна получит разрешение на перемещение для ухода за лежачим сыном, а в Пермском крае такое послабление дали людям, кто ухаживает за тяжело больными родственниками, Ирина готова отвезти её в Звёздный. К сыну и внуку.

Напомним, региональные телефоны горячей линии оказания помощи людям старше 65 лет: 8 (342) 236-82-29, 236-88-15, 236-79-92.

Единый Телефон горячей линии волонтеров: 8-800-200-34-11 (звонок бесплатный).

Помимо волонтеров поддержку оказывает служба социальных участковых. Связаться с ними можно по телефону 8-800-100-83-05.

Горячая линия министерства здравоохранения Пермского края 8 (342) 258-07-87.

Сигареты не возим

Координатор волонтёрского движения при штабе региональной общественной приёмной председателя партии «Единая Россия» Елена Савельева:

«На телефоны региональной горячей линии поступает достаточно много заявок. Пока наибольшее количество поступивших звонков - из Перми, но уже начинают активизироваться и территории. На 19.00 2 апреля в call-центр поступило 322 обращения, из них 160 было закрыто консультацией по телефону. 162 представителя старшего поколения обратились за реальной помощью. 137 пожилых людей подтвердили необходимость доставки продуктов и лекарств. 3 апреля за полдня работы принято 253 заявки. Конечно, есть и «пустые» обращения, например, просят привезти сигареты. Надо понимать, что волонтёры - это не служба доставки. Мы обеспечиваем товарами первой необходимости три категории граждан: это пожилые люди от 60 лет и старше, инвалиды и маломобильные граждане.

Первые дни работы горячей линии показали очень мощное выявление людей, нуждающихся в том или ином виде поддержки. Их контакты мы передаём в краевое министерство соцзащиты. Тем самым горячая линия занимается не только текущей помощью, но и создаёт базу тех, кто нуждается в сопровождении социальных служб.

При себе волонтёр должен иметь паспорт. Наших волонтёров также можно узнать по символике «Единой России» или  «Молодой гвардии».

Фото: Единая Россия
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах