1186

Прямо в руки. Как с января в Прикамье будут выплачивать социальные пособия

С 1 января 2021 года Пермский край переходит на прямые выплаты социальных пособий. Все работники предприятий и организаций региона будут получать их напрямую из отделения Фонда, а не как прежде от работодателя.

Изменения серьёзные, поэтому вопросов как у работодателей, так и у работников возникает много: Куда обращаться за выплатами? Как их будут перечислять? Какие документы необходимы? Надо ли писать заявление?

Чтобы подробнее рассказать обо всех переменах и особенностях перехода на прямые выплаты социальных пособий Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации совместно с «АиФ-Прикамье» провели «круглый стол».

Что меняется?

По словам управляющего Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Галины Токаревой, отделение сейчас проводит большую разъяснительную работу. Специалисты побывали на многих крупных предприятиях региона, где рассказали о том, как будет работать новый механизм «прямых выплат».

«Проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» стартовал в 2011 г. в Карачаево-Черкесии и ­Ниже­городской области и постепенно начал охватывать всё большее количество регионов, наиболее крупные из которых, в том числе и Прикамье, перейдут на новый механизм с 1 января 2021 года. Получить социальные пособия с нового года можно будет только напрямую из отделения Фонда. Зачётный принцип, когда работодатель сам начислял пособие, выплачивал его, а впоследствии возвращал денежные средства взаимозачетом из Фонда социального страхования Российской Федерации, упразднили. Страхователи Пермского края с начала следующего года будут перечислять страховые взносы в полном объёме, без уменьшения на сумму выплаченных пособий, а выплата социальных пособий гражданам будет осуществляться напрямую из отделения Фонда. В преддверие перемен мы стараемся использовать все площадки, чтобы рассказать застрахованным гражданам о новшестве, но главное -подготовить страхователей  к переходу на прямые выплаты.  С работодателями региона проведено 44 обучающих семинара, несколько тематических вебинаров при поддержке операторов ЭДО, конференций в режиме online», – сказала Галина Токарева.

Заместитель управляющего отделением Фонда Сергей Епанов подробно разъяснил о том, в чём заключается суть нововведений, и как будет проходить переход на новую систему перечисления выплат.

«Главная цель – повышение социальной защищённости граждан, прозрачный механизм начисления и выплаты пособий, выполнение Фондом своих функций в полном объёме.  Для работающего человека фактически ничего не изменится. Необходимо только предоставить своему работодателю заявление с указанием реквизитов, на которые будет перечисляться пособие (банковский счет), номер платёжной карты «МИР» или почтовый адрес), а также документы, подтверждающие право на получение пособия.

Работодатель должен направить документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий в Пермское отделение Фонда не позднее пяти календарных дней со дня их получения от работника. Страхователь, у которого среднесписочная численность работников за предшествующий расчётный период (предшествующий год) превышает 25 человек, направляет в Пермское отделение Фонда электронные реестры получателей пособий по установленной форме, заверенные электронной подписью. Страхователи со среднесписочной численностью работников 25 человек и менее по своему усмотрению представляют подлинники документов с описью, составленной по утвержденной форме непосредственно в отделение Фонда, либо направляют сведения в форме электронного реестра.

В течение 10 календарных дней со дня получения от работодателя заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, специалисты отделения Фонда выплачивают его путём перечисления денег на банковскую карту национальной платежной системы «МИР», указанную в заявлении либо в реестре сведений, на счёт в банке или почтовым переводом», - пояснил Сергей Епанов.

Какие виды пособий будут выплачивать напрямую?

  • по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);
  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) застрахованному лицу, пострадавшему на производстве.

Какие преимущества у перехода на прямые выплаты?

Сергей Епанов перечислил плюсы перехода на прямые выплаты. Их оказалось немало.

Для работников: Работающие жители региона при переходе на прямые выплаты получают гарантию назначения пособия независимо от финансового положения работодателя. Выплату перечисляют непосредственно на их счёт, уменьшается вероятность ошибок при расчёте пособий.

Для работодателей: Страхователям не придётся расходовать собственные средства на выплату пособий, как это происходит сейчас. Упрощается процесс составления отчётности в налоговые органы и ФСС в части страховых взносов, исключается мошенничество в сфере обязательного социального страхования.

Для страховщика (то есть ФСС): Появляется возможность проконтролировать весь цикл назначения и выплаты пособий, вести персонифицированный учёт застрахованных граждан.

Также с 1 января ФСС будет выступать в качестве налогового агента при удержании и перечислении налога с пособия по временной нетрудоспособности.

«Застрахованное лицо обращается в ФСС для получения справки 2-НДФЛ. Возможность обращения через «Личный кабинет застрахованного», мобильное приложение «Социальный навигатор» либо получить справку в «Личном кабинете налогоплательщика» на официальном сайте ФНС РФ».

Фото: Фонд социального страхования

 

Что должен сделать работодатель?

Оплата дополнительных четырёх дней по уходу за детьми-инвалидами, социальных пособий на погребение, расходов на оплату временной нетрудоспособности за счёт федерального бюджета: эти виды выплат продолжит назначать сам работодатель.

«Тут ничего не изменится. После этого он сразу должен будет обратиться в отделение Фонда за возмещением расходов. При этом сумма страховых начисленных взносов не уменьшается. Отдельно хотелось бы остановиться на возмещении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. Сейчас отчётность по этому виду расходов работодатели предоставляют в течение финансового года, отражают в форме 4-ФСС и обращаются в Фонд за возмещением в случае превышения расходов над начисленными страховыми взносами. По новому механизму нужно будет отчитаться до 15 декабря текущего финансового года. ФСС в течение пяти рабочих дней принимает решение и возмещает расходы. Никаких остатков на конец года быть не должно».

По словам Сергея Епанова, сейчас, когда идёт подготовка к переходу на новую систему, каждый работодатель должен провести разъяснительную работу с работниками, сообщить им о необходимости открытия карты МИР (в особенности, если есть необходимость начисления пособия по материнству и детству). Также важно сообщить получателям пособий на детей до полутора лет об изменении сроков выплаты. 

«Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения документов и электронного реестра, а в последующем – с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие. В 77 регионах такая практика уже действует. На практике пособия перечисляют в первых числах месяца», – добавил Сергей Епанов.

Где узнать данные?

В ФСС создали личные кабинеты: как для работодателей, так и для работников. Кроме того, успешно прошло тестирование и работает специальное мобильное приложение – оно называется «Социальный навигатор». Здесь можно увидеть, подал ли работодатель документы, назначено ли пособие, узнать размер больничного и других видов пособий Фонда. Также в приложении есть калькулятор, с помощью которого можно проверить, правильно ли рассчитано пособие.

«Все мы понимаем, что живём в XXI веке – веке информатизации. Интернет уже прочно вошёл в нашу жизнь и смартфонами пользуются самые разные категории граждан. Мобильное приложение – это электронная платформа, которая основана на принципе, что все услуги должны быть доступны в одном устройстве. «Социальный навигатор» работает по принципу «единого окна», нужная информация всегда под рукой. Профиль пользователя напрямую интегрирован и завязан на профиль на сайте Госуслуг, – рассказал заместитель начальника отдела информатизации ФСС Алексей Кукушкин. – В приложении есть личный кабинет, где есть блок пользователя, блок уведомлений, можно увидеть листки нетрудоспособности, заявки на технические средства реабилитации, программы реабилитации. Также есть информация о санаторно-курортном лечении, пособиях и выплатах и раздел «Обращения в ФСС», а также «Социальный дубль-ГИС» - геолокация по социальным объектам, которые могут понадобиться пользователям».

По мере развития мобильного приложения в него будут вносить дополнения и изменения.

Какой больничный выбрать?

В региональном отделении Фонда социального страхования рассказали, что получают очень много вопросов об оформлении пособий по временной нетрудоспособности – иными словами, больничных. Сейчас есть два варианты их оформления – электронный и бумажный. По словам Галины Токаревой, именно цифровой вариант больничного сейчас будет наиболее удобным.

«При переходе на систему прямых выплат гораздо проще будет предоставлять электронные реестры сведений бухгалтериям предприятий, принимающих электронные листки нетрудоспособности, ведь из бумажных больничных листов все данные нужно переносить в реестр вручную. Тем же, кто перешел на систему ЭЛН, проще — в этом случае программа сама внесет в реестр сведения из электронных листков нетрудоспособности. В случае с бумажными больничными ручной ввод сведений в реестр сохранится», – пояснила Галина Токарева. 

О том, насколько активно в регионе оформляют электронные больничные листы, рассказала заместитель начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Марина Ощепкова.

«Электронные листки нетрудоспособности в России начали выдавать с 1 июля 2017 года. С этого времени они получили равную силу с бумажными. Как работают с электронными бланками? Чтобы получить его пациент должен дать на это письменное согласие. Больница выдаёт ему электронный листок, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью медработников и самой организацией. Далее ему сообщают номер, который он передаёт работодателю, – пояснила Марина Ощепкова. – Работодатель отправляет данные в фонд социального страхования. Если у работника есть доступ к порталу Госуслуг, то он может посмотреть информацию о документе в своём личном кабинете».

Сейчас листы временной нетрудоспособности выдают 191 медицинских организации Пермского края (88 государственных и 103 частных). 156 из них уже используют электронные больничные. Если в 2017 году работники получили 745 цифровых больничных листов, то только за полгода 2020 года – почти 190 тысяч. В целом, за всё время в Прикамье выдали 560 тысяч электронных листов временной нетрудоспособности.

Кому помогает фонд?

Подробно рассказав обо всех нюансах перехода на прямые выплаты пособий, сотрудники ФСС напомнили о том, что отделение Фонда работает над важными социальными проектами. Среди них «Ступени», «До самого солнца», «Мой любимый Пермский край», «Поверь в себя!».

«Каждый проект отделения Фонда - это рассказ о том, какие на самом деле сильные и талантливые люди, которых по какой-то причине называют людьми с ограниченными возможностями. Кроме этого на территории Пермского края действует проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Социальный персональный навигатор» - система предварительного уведомления представителей детей-инвалидов о праве на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Другими словами, теперь в каждую семью, где воспитывается особенный ребёнок, приходит программный документ в бумажном виде с перечнем услуг: какие технические средства реабилитации положены ребёнку в этом году, где и в какие сроки их можно получить, а также телефоны и адреса для обращений. Также для помощи таким семьям мы выпустили три брошюры «До самого солнца», постоянно проводим встречи, «круглые столы» с представителями общественных организаций родителей особенных детей, специалисты отделения стали соавторами одноименной передачи на радио «Эхо Москвы в Перми». Для граждан, переживших несчастный случай на производстве работает проект «Поверь в себя», который помогает им найти себя в жизни, получить новую профессию, трудоустроиться. Интересно, что важная информация для пострадавших на производстве, размещена на сайте отделения Фонда не только в привычном формате, для них разработана даже компьютерная игра», - пояснила Юлия Федосеева.   

Если у вас остались вопросы по переходу на прямые выплаты, нужна информация о начислении пособий по новым правилам, то можно получить все сведения непосредственно в фонде.

С начала года в ФСС работают «горячие линии»: 249-22-11 (по оргвопросам) и 249-22-10 (по вопросам технической информации). Есть информация на сайте фонда r59.fss.ru и в Телеграм-канале t.me/fss_59.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах