Примерное время чтения: 11 минут
2550

Равняйсь, Смирный! Как робость привела в Пермь звезду театра и КВН

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Прикамье 26/08/2020
Восемь лет артист Александр Смирнов покорял Москву.
Восемь лет артист Александр Смирнов покорял Москву. / Лена Панасюк / Из личного архива

В Пермь он приехал из робости. Ещё студентом был принят в труппу ТЮЗа. А потом порвал с ним ради КВН. Зарыл таланты в Москве, чтобы найти истину. Актёр Александр Смирнов рассказывает, почему верит в судьбу и считает себя Буратино.

Мир меняется

Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Когда Пермь стала частью семейной истории?

Александр Смирнов: По маминой линии я еврей. До революции наши предки жили в Белоруссии и недалеко от Петербурга. А в этих широтах оказалась моя бабушка Эсфирь Александровна. 20 июня 1941 г. она с двумя дочерьми поехала к командированному в Брест мужу. До Бреста они не добрались. Началась бомбёжка. Какой-то майор усадил её с девочками в эшелон, который двигался на восток страны. Так она доехала до Балезино, где и сошла с поезда. И  осталась в посёлке навсегда. Руководила местным клубом им. Кирова. Про мужа она так ничего и не знала до конца своих дней. Я родился в Балезино. А в Пермь приехал поступать в институт  культуры.

Александр Смирнов Пермь
Александор Смирнов: «У меня нет комедийного дара. Скорее драматические способности» Фото: Из личного архива/ Лена Панасюк 

– Почему не в Москву или Ленинград?

– Потому что близко.

 Вы из робкого десятка?

– Да, пожалуй. Всё-таки я из небольшого посёлка. У меня и амбиции поселковские в тот момент были. Наверное, надо было в Москве попытать счастья. Но такова судьба - я в Перми.

– В детстве дразнили из-за национальности?

– В советское время в небольшом посёлке антисемитизм как явление просто отсутствовал. У нас на всё Балезино было пять евреев. Все друг друга знали. Никаких притеснений я не испытывал. Еврейство - это больше духовная история. Я не сразу к этому пришёл. Но как-то сразу понял, что не надо никуда дёргаться, лезть в другие духовные практики. В иудаизме я нашёл для себя всё самое главное и самое истинное. Когда находишь Бога, мир меняется.

 Шаббат соблюдаете?

– Субботу соблюдаю уже года три. Как минимум - не работаю в этот день.

– Что случилось раньше – театр или КВН?

– Профессионально - театр. У нас на курсе были очень одарённые ребята и замечательные педагоги. Мои однокурсники: актриса Светлана Пермякова, режиссёр Жанна Кадникова, директор ТЮЗа Артём Агеев. На четвёртом курсе сразу пятерых взяли в ТЮЗ. Из театра в КВН мы ушли втроём. Света, Жанна и я.

– Расставание было болезненным?

– Когда театр покидают сразу три репертуарных артиста - это удар. Какие-то спектакли вообще ушли из репертуара. Например, «Вальпургиева ночь», где я играл Гуревича, главного героя. Сейчас играю в качестве приглашённого артиста в двух спектаклях: «Продавец дождя» и «Мёртвые души». Но я не в труппе.

– С КВН в Москву не страшно было ехать?

– КВН – командная история. Ты не один, поэтому проще. Как я попал в КВН? На первом курсе института познакомился со студентом ПГУ Ямуром Гильмутдиновым (один из основателей КВН в Прикамье). Он и пригласилв команду. В 1992 г. нас сразу на телевидение взяли. Мы с треском тогда проиграли. На время всё заглохло. Я уже служил в театре, когда Ямур снова позвал в КВН. Я нет-нет да и схожу налево. За мной Жанка со Светкой подтянулись. В какой-то момент Михаил Юрьевич (Скоморохов, худрук ТЮЗа) поставил нас перед выбором: «Вы либо здесь занимаетесь искусством,  либо там - ерундой». Мы сказали: «Там».

Александр Смирнов Пермь
Александр Смирнов: «Хотел собрать группу.. В Москве? Нет, в Перми. И сделал. Судьба. У евреев это называется мазал». Фото: Из личного архива/ Лена Панасюк

Второе пришествие – это уже был долгий, трудный путь с чемпионатами, фестивалями, разными лигами. Так постепенно мы снова попали на телевидение.

Жизнь по Чехову

– Почему не остались в КВН?

– У человека  должен быть для этого комический дар. Считаю, что у меня его нет. Если есть какие-нибудь актёрские способности, то они, пожалуй, драматического характера, а не комедийного. Коля Наумов, Жанка со Светкой - смешные образы, звёзды. А я - второй ряд. Если не третий. Молчаливый, скучный, занудный человечишко. Остальное - напускное.

– Вполне чеховский персонаж. Или вам ближе Гамлет?

– Большая драматургия актёру вся интересна. Она и называется большой, потому что в ней заложены смыслы на все времена. Я в своей жизни Чехова играл только один раз в ТЮЗе. Конторщика Епиходова в пьесе «Вишневый сад». И один раз играл шекспировского Гэтсби в «Ричарде III». Вот и всё мое соприкосновение с высоким. К счастью, есть просто хорошая литература, с настоящей болью, со сложным пониманием человеческой души и характера, с зеркалом, в которое человек может смотреться. У меня есть моноспектакль «Брут». Единственный, который я играю в этом жанре. По рассказу чешского писателя Людвика Ашкенази. Про собаку, про Холокост, про войну. Сегодня из актёрских работ для меня это самая дорогая и серьёзная.

– Помните первые впечатления от Перми?

– До поступления в институт никогда в Перми не был. Первые полгода меня всё угнетало. Город был серым, индустриальным. А потом появились друзья, и уже на втором курсе я не собирался возвращаться в Балезино. Но наивно полагал, что жить в Перми не останусь. Я поеду, обязательно поеду, мечтал.

Александр Смирнов Пермь
Александр Смирнов: «Я – Буратино. Это сценарий моей жизни». Фото: Из личного архива/ Лена Панасюк

– Снова по-чеховски.

– В этом смысле не зря Чехов упоминает, что действие «Трёх сестёр» происходит «в провинциальном городе вроде Перми». Чехов чётко показал пермские настроения. Я знаю людей, которые живут в Екатеринбурге. И с этим местом связывают жизнь сегодняшнюю, завтрашнюю, жизнь своих детей. И это сказывается на том, как они обустраивают городское пространство. А в Перми такое ощущение, что никто не живёт «здесь». Живут мечтами, планами. Где-то, но только не в этом городе. И это видно. Всё временно.

Звезда удачи

– Вы жили в Москве восемь лет.

– Сейчас на киностудии «Новый курс» снимают киноальманах «Вернувшиеся в Пермь». Он состоит из нескольких новелл, в каждой свой герой. Я один из них. Почему вернулся? Не реализовался. Человек должен осознавать, что он на своём месте, нашёл себя и ему хорошо. Ты работаешь и получаешь удовольствие. То, чем я занимался в Москве, мне не нравилось. Делал шоу, которые мне не по душе, снялся в провалившемся сериале «Как я встретил вашу маму». Адаптация американской версии. Его продюсировали ребята, которые потом выдали много классных сериалов. Но этот был неудачей. В какой-то момент я сказал: «Занимаюсь не своим делом. Трачу на это годы. А чего я хочу? Выйти на сцену, играть. Хочу петь, сделать группу. Где? В Москве? Нет, в Перми». И сделал. Судьба. У евреев это называется мазал (созвездие, судьба, звезда).

– У группы «Смирный и друзья» вышел первый альбом «Это любовь». Творчество и есть удовольствие?

– Это приносит удовольствие. Пока только его.

– Расскажите о кинопроекте «Молотов коктейль».

– Несколько лет назад появилось желание сделать популярный проект, который бы рассказывал нетривиально про мифы и легенды нашего города. Цикл из десяти фильмов. Отчасти на создание подтолкнула большая дата - 300-летие Перми. Пилотную серию о том, как в нашем городе Арам Хачатурян написал во время войны легендарный «Танец с саблями», мы делали на свои деньги. Получилась качественная работа. Мы заявились на краевой грант, но не прошли отбор. Серия уже была снята, а нужно представлять проекты.

Мы написали сценарий второй серии. Называется «Петрушка». Это история про убийство Михаила Романова. У того, кто его убил, была партийная кличка - Петрушка. Мы сделали историю, как кукла с оскалом вместо улыбки убила царя. И снова не получили грант. Не хватило полбалла. Но я до сих пор полагаю, что наш цикл фильмов о Перми нужен и важен. Надеюсь реализовать проект.

– Петрушка вам близок?

– Нет. Я Буратино. Это сценарий моей жизни. У психологов есть теория, что самая первая сказка, которую ребёнок услышал и полюбил, – это сценарий его жизни. В детстве я очень любил книжку о деревянном мальчике с длинным носом. Так моя жизнь и сложилась. Каморка папы Карло превратилась в театр, холст с нарисованным очагом – в занавес. И вот он я, счастливо сжимающий в кулаке свои таланты, которые так легко зарыть в землю.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах