Леса занимают почти половину площади городской территории. Это особенность Перми. Но даже несмотря на такую близость к живой природе, изучением её занимаются обычно по книжкам. Школа № 132 придумала, как вывеси занятия по биологии и экологии за пределы стен учебного здания.
На пришкольной территории появилось уникальное эколого-краеведческое образовательное пространство «Экоград Terra Verde». Что это такое? И как школе удалось воплотить свою идею в жизнь?
Любить природу – значит любить Родину
Пространство «Экоград Terra Verde» (с латинского – «Зелёная земля») представляет собой образовательную площадку, на которой можно проводить экскурсии, лабораторные, исследовательские работы, а также познавательные квесты.
Появился экологический городок благодаря участию школы № 132 в лукойловском конкурсе экопроектов «Пермь – мастерская будущего» ещё в 2019 году. Тогда было создано три квартала. О них рассказала идейный вдохновитель проекта, учитель биологии Валентина Буравлева.
«Так получилось, что идея экограда возникла ещё накануне 75-летия Победы и в преддверии приближающегося 300-летия Перми. Поэтому мы решили совместить в нём любовь к природе и любовь к родному краю. Исходя из этого, сначала создали три квартала: эколабиринт «Сказочный лес», квартал «Пермь Великая» об истории нашего города и квартал «Георгиевская лента», где мы обращаем внимание детей на вклад Пермского края в Великую Победу», – сообщила Валентина Буравлева.
Сегодня зелёный городок вырос – появился квартал «Хранители земли». Он посвящён рефлексивной точке пространства: здесь поднимают вопросы о том, что такое экологический след и как каждый из нас может помочь природе. Подытожить путешествие по экограду создатели предлагают клятвой эколога.
Зелёный городок постоянно развивается. Летом сюда приезжают ребята из разных школ, в том числе из Бершети, Гамово, Песьянки.
«Для гостей мы проводим экскурсии здесь и в Черняевском лесу. В нашем экограде мы организуем и самые разные исследовательские работы, например, при помощи полевой лаборатории (рюкзак, оснащённый приборами, пробирками и штативами) можем проверить кислотность вод и посмотреть, кто в них живёт. В этом году мы с ребятами сделали и повесили кормушки для птиц. Сразу столько птиц прилетело: синицы, дятел и другие. Экоград опять же стал хорошей площадкой для наблюдений», – продолжила Валентина Буравлева.
Большие возможности
Создатели городка «Экоград Terra Verde» рассказали, что большие возможности для воплощения задуманного перед школой открыл конкурс «Пермь – мастерская будущего», который уже 16 лет подряд проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
«В этом конкурсе мы регулярно побеждаем, и благодаря нему приобретаем различное лесотаксационное оборудование, например, купили возрастной бур и высотомер. Также приобрели катамаран, чтобы сплавляться по рекам края», – прокомментировала Валентина Буравлева.
В 2022 году школа №132 Перми не упустила возможность получить помощь на реализацию новой идеи. При поддержке предприятия участники проекта «Родному городу с любовью» снимают сразу два фильма, посвященных Чернявскому лесу (он является ООПТ) и хотят сделать несколько фотовыставок в школе, онкоцентре и Дворце культуры им. Гагарина.
«Валентина Петровна Буравлева – не просто талантливый учитель, но и яркий пример экоактивиста, который своей энергией, идеями и главное – стремлением к изучению природы заряжает детей на исследовательские и практические проекты, приучает заботиться о нашей планете и преображать мир вокруг. Уже несколько команд разных параллелей 132-й школы поучаствовало в нашем конкурсе «Пермь – мастерская будущего», некоторые ребята выбрали в качестве своей профессии экологию и это здорово, – отметила Вера Мартынюк, помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсгинтез». – А еще мы видим, как благодаря реализованным проектам преображается наш город: открываются новые экотропы, появляются новые активности и традиции проведения экологических мероприятий».
Разветвлённая сеть заинтересованных
Школа № 132 – единственная в Перми с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля. Не удивительно, что она стала площадкой для взаимодействия промышленных, общественных и образовательных организаций, которые заинтересованы в экопросвещении детей.
22 ноября в школе собрались бессменные лидеры конкурса «Моя природная территория» (команды трёх школ №132, №135, №24), ведущие эксперты федерального проекта «Вдохновители.РФ» и представители конкурса «Пермь – мастерская будущего». Участникам встречи провели экскурсию по экограду, а московские гости в интерактивном формате познакомили школьников с межрегиональным движением «Друзья заповедных островов».
«У нас нет задачи, чтобы все стали экологами. Есть задача, чтобы все понимали, что даже если они станут экономистами, юристами, журналистами – кем-то, кто напрямую не связан с экологией, всё равно нужно быть ответственными за окружающую природу. И экоград в этом плане вдохновляющий пример», – поделилась председатель Межрегионального движения «Друзья заповедных островов» Елена Книжникова.
Елена обратила внимание на то, что пришкольные участки есть в каждой школе, но мало кто берет и делает их местом просвещения, местом вдохновения, общения и исследования.
«Нужно понимать, что те, кто здесь работает и учится, не сможет отделить себя от этого пространства. Оно организовано так, что ощущается, что мы хозяева этой земли. Хозяева, которые ответственны за каждую травиночку и дерево. Об этом примере нужно рассказывать по всей стране», – продолжила приглашённый эксперт.
Когда надо начинать эковоспитание?
Эта встреча стала поводом вновь поговорить о том, с чего начинается экологическое воспитание, и с какого возраста нужно начинать учить детей ответственному отношению к природе.
Елена Книжникова считает, что многое зависит от учителей. Именно педагоги, по её мнению, могут стать проводниками детей к зелёной жизни. А начинать экологическое воспитание необходимо с беременной мамы (то есть практически с самого рождения).
В школе, когда начинается осознанный рост ребёнка, нужно укрепить его связь с природой. Об этом говорит директор МКУ «Городское зелёное строительство» Екатерина Овчинникова.
«Кругозор ребёнка, особенно живущего в городе, зачастую бывает ограничен каким-нибудь гаджетом. Поэтому важно заниматься со школьниками, не упустить момент, когда формируется их стержень отношения к природе, окружающему миру», – комментирует Екатерина Овчинникова.
В городе, где почти половина территории – это естественные леса и долины малых рек, есть все условия для формирования экологического сознания. Главное их увидеть.