Примерное время чтения: 11 минут
1075

Лидер сборной России Евгений Климов: «Звездой себя не ощущаю»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Прикамье 16/01/2019
Молодой пермяк первым из отечест­венных летающих лыжников выиграл этап Кубка мира.
Молодой пермяк первым из отечест­венных летающих лыжников выиграл этап Кубка мира. Федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью «Прикамье»

В выходные в Чайковском на комплексе «Снежинка» завершился чемпионат России по прыжкам на лыжах с трамплина. На нём лидерство в мужской сборной страны подтвердил 24-летний пермяк Евгений Климов. 11 января он без шансов для соперников выиграл соревнования на нормальном трамплине, а 13 января ещё более уверенно одержал победу на большом трамплине.

Досье
Евгений Климов. Родился 3 февраля 1994 г. в Перми. Участник Олимпийских игр в Сочи и Пхёнчхане, победитель и призёр этапов Кубка мира. Аспирант Чайковского государственного института физической культуры.
Этот сезон Евгений Климов уже точно может записать себе в актив. В октябре 2018 года молодой пермяк досрочно стал победителем общего зачёта летнего Гран-при по прыжкам на лыжах с трамплина. Затем в ноябре выиграл первый зимний этап Кубка мира в Польше. До этого отечественным летающим лыжникам такие высоты никогда не покорялись.

Мама сказала: «Больше не приду на твои прыжки»

Кто знает, как сложилась бы судьба Евгения, если бы к ним на урок в первом классе не пришёл тренер Александр Гаранин. Он набирал группу мальчишек для занятий лыжным двоеборьем. Александр Владимирович позвал всех желающих первоклассников в коридор и устроил им тест по прыжкам в длину. Посмотрел, кто как прыгает, и пригласил на занятия восьмерых парней. Но из класса Жени только он один пришёл в секцию.

Евгений Климов: Мне сразу понравилась идея прыгать с трамплина. Всегда любил кататься на лыжах, прыгать с друзьями с небольших горочек. На тренировках у Александра Владимировича (Гаранина. – Авт.) всё было интересно и разнообразно, не зацикливались на чём-то одном. И с гор катались, и в бассейн ходили, и гимнастикой с акробатикой занимались. Играли в футбол и настольный теннис. В общем, жизнь кипела. Постепенно тренер готовил нас к прыжкам. На третий год тренировок прыгнул с 15-метрового трамплина, – вспоминает Евгений Климов.

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Страшно было?

– Первый прыжок с нового трамплина – всегда самый страшный. Когда повышалась мощность трамплина, то, конечно, было страшновато. Но сделаешь один прыжок, и потом хочется прыгать ещё и ещё: ты уже покорил эту высоту, понял, что она тебе по силам. Это же так здорово и интересно – прыгнуть и лететь!

– Родители не противились твоему увлечению?

– Только поддерживали: хочешь – занимайся! Мама в первый раз к нам в секцию пришла где-то на пятый год: у нас проходили соревнования с 15-метрового трамплина. Ну, думаю, надо как-то показать себя перед мамой. Как толкнулся! А лыжи забыл на себя «взять». Каким-то чудом не упал. Мама заметила это, испугалась. Сказала: «Больше не буду ходить». Но сейчас с папой следит за моими выступлениями, приезжает в Чайковский, Нижний Тагил, когда там проходят соревнования. И всё равно каждый раз волнуется за меня.

«Первый прыжок с нового трамплина – всегда самый страшный».
«Это же так здорово и интересно – прыгнуть и лететь!». Фото: Федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью «Прикамье»

Сегодня князь, а завтра – грязь

– На Олимпиаде в Сочи ты выступал в двоеборье. И если в прыжках показывал отличные результаты, то в лыжной гонке возникали трудности. Уже тогда тебе предлагали перейти в чистые прыжки, где были отличные перспективы. Но окончательно ты покинул двоеборье только спустя сезон. Почему?

– Тренер Александр Владимирович всегда меня видел только в двоеборье, был против перехода. Хотя постепенно руководство федерации (по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. – Авт.) всё настоятельнее требовало переходить в чистые прыжки. Но я же не пойду против тренера. Поэтому реагировал на всё спокойно: «Не перейду – хорошо, перейду – ещё лучше». Меня всё устраивало в двоеборье, но и уйти в прыжки был не против.

– Почему личный тренер был против перехода?

– Он объяснял, что нужно подождать и результат в лыжных гонках придёт. Что у меня всё для этого есть. Я же ещё совсем молодой тогда был, а всем конкурентам в основном под 30 лет. Александр Владимирович говорил, что если в двоеборье ты достиг какого-то уровня, то его уже не потеряешь. Но на это требуется время. «А в прыжках ты сегодня князь, а завтра – грязь», – добавлял тренер.

– Что это значит?

– Многие спортсмены удачно отпрыгают один сезон, а потом резко сдают в результатах.

– Из-за чего так происходит?

– Прежде всего, это связано с головой, с психологией. Сегодня у тебя ощущения одни, ты летишь. А потом постепенно припрыгаешься, и эти ощущения вдруг уходят. И затем их трудно снова поймать. Многое зависит от мышечных ощущений и техники: человек ведь растёт, меняется физически. Недаром почти каждый год в мире меняются лидеры в прыжках.

В итоге мы с тренером постепенно перешли в чистые прыжки: на одних соревнованиях прыгнул, на других. Сразу взяли в сборную. Правда, поначалу у меня, как и у команды, результаты были не очень. Ещё через год Александра Владимировича взяли тренером в сборную страны.

На чемпионате России, который прошёл в Чайковском 11-13 января, Евгений (на фото в центре) без шансов для соперников выиграл соревнования на нормальном и большом трамплинах.
На чемпионате России, который прошёл в Чайковском 11-13 января, Евгений (на фото в центре) без шансов для соперников выиграл соревнования на нормальном и большом трамплинах. Фото: Федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью «Прикамье»

– Правда, что у тебя ещё в бытность двоеборцем диагностировали астму?

– Да, ставили такой диагноз. Каждые полгода делали спирометрию, и проходимость в бронхах у меня была чуть ниже, чем у коллег-спортсменов. Но в обычной жизни астма не особо проявляется. А тогда мне прописали препараты для астматиков.

– Считается, что в том же биатлоне или лыжном спорте атлетам-астматикам легче показывать высокие результаты благодаря применению разрешённых для их заболевания лекарств. Это так?

– Конечно, если у человека есть астма, то ему с препаратом легче бежать. А если астмы нет и он принимает какие-то лекарст­ва или делает процедуры (разрешённые аст­матикам. – Авт.), то тем более это может помочь на соревнованиях: учащается сердечная частота, стимулируется организм и т.д. Мне самые простые лекарства прописывали. Но какого-то особого эффекта в плане результатов в лыжных гонках не почувствовал. За границей в распоряжении спортсменов более хорошие препараты. Мне тогда тоже предлагали ехать обследоваться за рубеж, чтобы более современные средства принимать. Но на тот момент не было ни времени, ни денег на это.

После тёмной ночи всегда наступает рассвет

– Год назад на Олимпиаде в Пхёнчхане в квалификациях на нормальном (К-98) и большом (К-125) трамплинах тебе удавались неплохие попытки: ты был соответственно на 12-м и 16-м местах. Но в финальных прыжках ты показывал результаты гораздо хуже, откатываясь в третий десяток. Что помешало на Играх выступить лучше?

– Честно говоря, весь прошлый сезон, включая Олимпиаду в Корее, тяжело дался. На протяжении всего года не шли прыжки, была какая-то напряжённость. Причём это не было связано с тем, пустят нас на Игры или нет. Тем более что претензий к прыгунам не было: чем допинг может помочь летающим лыжникам? Просто дела у сборной в целом не очень складывались, атмосфера была напряжённая. Меня прикрепили только к Александру Гаранину. Может, чересчур много времени вместе проводили, не хватало психологической разрядки. В техническом плане долго не удавалось продвинуться. Но как раз к Олимпиаде вышел на свои лучшие прыжки в тот год. Так что к Играм в Южной Корее на тот момент подошёл в оптимальной форме. И то, что я показывал в квалификации результат близко к десятке, – это вообще было супер. С теми-то прыжками.

– Этот сезон, особенно на фоне тяжёлого олимпийского года, начался и продолжился для тебя просто отлично: победа в общем зачёте летнего Гран-при, исторический для наших прыгунов триумф на первом этапе зимнего Кубка мира в Польше.

– У меня каждое лето получаются хорошие прыжки. Как правило, июнь прыгаю хорошо, в июле следует небольшой спад, а потом к этапам летнего Гран-при набираю форму, которую держу до конца сезона. Так было каждый год, единственное исключение – как раз минувший сезон, когда после летних подиумов зимой как обрубило. В этом же сезоне получилось, как и раньше: только набираю форму, прыгаю всё лучше и лучше.

Атмосфера в команде поменялась, пришёл новый главный тренер – Евгений Плехов. Очень позитивный человек, всегда подбадривает. Не просто ставит задачи, а вдохновляет на их выполнение, настраивает: «Вы всё можете!» В прыжках на одном из первых мест стоит вдохновение, это один из самых творческих видов спорта. И вот вдохновения в этом сезоне было предостаточно. Отсюда результаты.

– После таких успехов на международной арене ощущаешь себя главной звездой сборной России? Изменилось ли к тебе отношение со стороны партнёров?

– Не хочу себя так ощущать. Эти успехи прошли как рабочий момент, надо дальше трудиться, не обращать на них внимания. Отношение со стороны ребят ко мне не изменилось, всё по-прежнему, что мне и нравится. Общаемся, советуемся, учимся на ошибках друг друга.

– Твой партнёр по сборной Дмитрий Васильев продолжает в 39 лет выступать на высоком уровне. Готов до такого возраста прыгать с трамплина?

– Загадывать не буду, как пойдёт. Пока настроен прыгать и прыгать. Задача на каждых соревнованиях одна – выступить как можно лучше, показать максимальный результат. Конкретных мест в нашем виде спорта загадывать нельзя. Так и с карьерой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах