Ловкость, лёгкость, необычайная выносливость – качества, необходимые настоящим героям ниндзя–спорта. Два жителя Пермского края – пожарный Владимир Войтюк и скалолаз Дмитрий Тимофеев прошли отбор из 2000 претендентов и вышли в финал экстремального шоу «Суперниндзя» (16+) на СТС. Их выступления стали звёздными – даже ведущие кричали: «Урал – сила!».
Мало кто дошёл до конца
Съёмки проходили в Ставропольском крае, в городке Минеральные воды в октябре. Модераторы признавались в эфире, что мёрзнут в куртках, а условия на площадке – «просто адовые». Но спортсменам всё было нипочём. Они показывали чудеса эквилибристики. На 100–метровой трассе они должны были запрыгнуть на висящую «качель» и перелететь пропасть с ледяной водой, затем залететь на «небоскрёб» и, держась на пальцах рук, обойти его кругом, преодолеть воздушную трассу, передвигаясь по подвешенным кольцам, пройти над водой, держась руками и ногами за поставленные в воде шесты–бамбуки. Мало кто дошёл до конца трассы. Но среди финалистов уже оказались двое жителей Прикамья.
Пермские ниндзя Тимофеев и Войтюк поговорили с корреспондентом perm.aif.ru о спорте, частной жизни и о съёмках экстремального шоу.
На грани жизни и смерти
Наталья Стерледева, «АиФ–Прикамье»: Владимир, когда вы выходили на полосу препятствий, ведущие говорили, что после ваших ежедневных нагрузок пожарного полоса препятствий покажется вам променадом. Так ли это?
Владимир Войтюк: Конечно, хорошая физическая подготовка пожарному необходима. 25–30 кг весит экипировка, и в ней нужно бегать во время тушения пожара.
– В своём выступлении вы легко преодолели сложнейшие испытаний – «взлётную полосу», «небоскрёб», «воздушную трассу» – наверное, для этого нужно всю жизнь заниматься спортом?
– Да, спортом я занимаюсь с детства. Отец увлекался физкультурой и нас с братом брал с собой в спортзал. В 10 лет я записался в секцию самбо, а в 20 лет выполнил норматив мастера спорта. Были в моей жизни и другие виды спорта – гиревой, лёгкая атлетика, футбол. Но они были скорее сопутствующими – для развития силы, выносливости и ловкости, которые нужны были в самбо.
– Как вы стали пожарным?
– Так сложилась жизнь. Вообще, после школы я поступил в пермский политех, окончил химико–технологический факультет, какое–то время работал на нытвенском заводе, на производстве ложек. Был инкассатором. Четыре года работаю пожарным.
– Ваша подготовка пожарного сыграла свою роль при прохождении испытаний?
– Тренируемся мы иначе. Если коротко, цель тренировок пожарных в том, чтобы на месте пожара максимально быстро развернуть оборудование и начать тушить. Чем быстрее мы это сделаем, тем меньше будет людских и материальных потерь. Но тут нужна выносливость. Травмирован ты или нет, болен или здоров – прозвенел сигнал тревоги и ты просто обязан выполнить задачу.
– Были у вас моменты на грани жизни и смерти?
– Однажды на пожаре рядом с нами разорвался газовый баллон, сорвало лист железа с крыши гаража и он пролетел у меня над головой. А самое страшное – когда достаёшь пострадавших, например, из попавшей в ДТП машины. Человек умирает у тебя буквально на руках. Когда видишь это, иначе начинаешь относиться к жизни, к безопасности. Я всем говорю: пристёгивайтесь. Был случай, когда пришлось доставать из машины человека. Он находился на заднем сиденье, не пристегнулся и попал в ДТП. Его так тряхнуло, что оторвало руку.
– Как вы попали на шоу?
– Совершенно случайно. Брат приехал в гости, сидели на речке, купались с детьми, брат предложил: «Давай отправим на шоу анкету». Нужно было заснять на видео. Всё записали, отправили. Через месяц пришла СМСка – меня пригласили на кастинг в Екатеринбург. С анкетой брата что–то было не так – не прикрепилось видео, и он поехал со мной как болельщик. Затем был кастинг в Екатеринбурге, полоса препятствий – «челночный бег», «рукоход», подтягивание, лазание по канату и пр. В конце нужно было разбежаться и как можно выше запрыгнуть на стену. Все испытания я прошёл, и тут подходит девушка и говорит: «Вы успешно прошли полосу препятствий. Пойдёте на интервью?». Ну а через какое–то время меня пригласили уже на съёмки.
– Семья за вас болела?
– Конечно. Сыну 9 лет. Посмотрев программу, он сказал: «Папа, ты крутой».
– Какие впечатления от съёмок?
– Главной интригой было, какой окажется полоса препятствий – мы её во время съёмок проходили в первый раз, предварительных тренировок не было. Свои коррективы внесла погода. Был октябрь, на снарядах изморось, скользко, сыро. Руки скользили на снарядах. В бамбуковой роще в какой–то момент руки у меня просто «отпали» и всё – когда руки очень сильно устают, это уже неконтролируемый процесс. Вообще, многие участники срывались, поэтому полуфиналистов определяли по времени прохождения трассы, по количеству собранных колец. У меня получился 5–й результат в моей серии из 25 человек.
– Приходилось встречаться со звёздами на съёмках?
– Издалека видел Софью Великую, олимпийскую чемпионку по фехтованию. В шоу выступал её брат, она была болельщицей. Знаю, что выступал Артур Далалоян, олимпийский чемпион по гимнастике. Но мы с ним были в разные съёмочные дни и не пересекались.
– Вместе с вами на шоу был ещё один пермяк – Дмитрий Тимофеев. Вы познакомились?
– Конечно. Нас заселили в один номер в гостинице. И, естественно, я тоже болел за него на проекте. Мы и сейчас поддерживаем связь.
Пермский Тарзан
29–летний пермяк, профессиональный спортсмен, скалолаз Дмитрий Тимофеев в буквальном смысле «порвал эфир». Его прозвали «Пермским Тарзаном» – в отборочном туре он единственный в своей серии взял все 5 колец из 5 возможных, преодолел все испытания и ни разу не сорвался на сложнейшей трассе. В полуфинале он обошёл соперника и вышел в финал.
В разговоре с perm. aif.ru он рассказал о семье и о спортивной карьере.
Дмитрий Тимофеев: Спортом я занимаюсь с пелёнок. А с 12–ти лет – скалолазанием. Мой отец – мастер спорта по лёгкой атлетике. В спорт меня отдали потому, что гены были подходящие, а ещё потому, что такое «шило» нужно было куда–то девать. Я перепробовал разные виды спорта – и футбол, и баскетбол, и плавание, и батуты, и прыжки с трамплина. В 12 лет меня позвали в летний лагерь, а в последний день был «подарок» – эстафета на скалодроме. Я был единственным, кто прошёл трассу до конца. Тренер сказал: тебе надо заниматься. И я остался.
Природой мне дано очень круто двигаться, а нервная система позволяет справляться с этими скоростями. Я скалолаз–спринтер. Тут на 15–метровой трассе за 5 секунд ты должен выдать максимум своих мощностей и показать результат.
– Были у вас травмы, падения?
– Скалолазание на скалодроме – это самый безопасный вид спорта, хоть его и считают экстремальным. Здесь всё под контролем, со страховкой. Упасть можно только если что–то нарушать.
– Как вы попали на шоу?
– Мой хороший друг дал контакты организатором шоу и меня пригласили на кастинг. На тот момент я был открыт для предложений, потому что спорт высших достижений встал на паузу. Было время и желание выступить.
– Расскажите о своих спортивных достижениях.
– Если коротко, кроме олимпийских игр, во всех остальных видах соревнований, какие бы они ни были по рангу и статусу, я был либо чемпионом, либо призёром. В 2012 году я занял 3 место на Чемпионате мира. В 2013 году стал победителем Всемирных игр. Тогда скалолазание ещё не входило в Олимпиаду, эта дисциплина дебютировала только на олимпийских играх в Токио в 2020 году. Тогда мы ездили на Всемирные игры и можно сказать, что «олимпийскую награду» за свою карьеру я забрал. В 2018 году занял третье место на Кубке мира. Готовился к Олимпиаде 2024 года, но не случилось.
Пойдём смотреть Нинзю
– Скалолазание это ваша профессия?
– Да, был спортсменом, спортсменом–инструктором. Спортивные результаты приносили доход. Сейчас спортивная деятельность денег почти не приносит и я работаю директором скалодрома.
– У вас есть семья?
– Да, есть супруга и 3–летняя дочь. Они были моей группой поддержки на проекте, а сейчас, когда стали выходить выпуски по ТВ, дочь говорит: «Пойдём смотреть ниндзю». Моя жена тоже скалолаз, мастер спорта, член сборной России. И дочь, можно сказать, растёт на скалодроме. Она совершила множество перелётов с нами – на соревнования и сборы. В свои три года она уже скалолаз, лазает по трассе 8,5 метров не хуже некоторых пятилеток.
– Как вы считаете, что было главное на кастинге? Почему одни смогли пройти отбор, а другие нет?
– Как мне показалось, не так важны были результаты полосы препятствий, сколько то, насколько удачным было интервью. Для шоу важно, чтобы ты хорошо смотрелся в кадре, чтобы была группа сопереживающих людей рядом с тобой, чтобы твой персонаж, которого ты представляешь на проекте, «цеплял» определённую группу людей, зрители смотрели и говорили: «Да это ж я».
– Как происходили съёмки?
– Снимались мы 8 ночей. А днём отсыпались и гуляли. Площадка была на улице. Она была оборудована светом и камерами, настроенными на определённый свет, на темноту. Город Минеральные воды находится в горах. Погода там менялась каждые 5 минут. Мы были в тумане, словно в облаке. А большую часть времени шёл дождь. Все снаряды были мокрыми. И это многократно усложняло трассу. Кроме того, сниматься надо было в футболках и майках. А ночью было довольно холодно. Это создавало дискомфорт, впрочем, определённая нотка романтики в этом была. Все атлеты находились в большом шатре. Внутри был большой телевизор и мы смотрели трансляции того, что происходит на полосе. Дружно, весело, поддерживали друг друга, независимо от результата.
– Испытания, которые вам пришлось проходить, были вам знакомы? Или это что–то абсолютно новое для вас?
– В ниндзя–спорт я никогда не заходил и не знал, что это такое. Но за счёт того, что скалолазы очень универсальны, у них очень сильный верхний плечевой пояс, сильные руки, хват, испытания мне давались легко. Как скоростник, я имею ещё и сильные ноги. Поэтому все препятствия, на которые нужно было запрыгивать, перепрыгивать, для меня тоже не составляли труда. В общем, чувствовал я себя уверенно. Я смог в своей серии пройти трассу от отбора до конца и победить своего соперника в полуфинале.
Кстати
Финалисты проекта будут бороться за главный приз — пять миллионов рублей. Выпуски программы выходят по понедельникам вечером на канале СТС.