Примерное время чтения: 5 минут
613

Жив ли массовый спорт в России? Как возродить интерес к соревнованиям

Как увеличить снизившуюся посещаемость стадионов?
Как увеличить снизившуюся посещаемость стадионов? / Анатолий Зернин / АиФ

В Сочи в конце марта прошел второй форум по спортивному менеджменту и маркетингу Sport Connect, на котором участники делились своими рассуждениями по поводу состояния любительского спорта в России, и высказывали мнения, как увеличить снизившуюся посещаемость стадионов.

Подготовка успешного менеджера

Профессионалы спортивной отрасли пока с завистью вынуждены смотреть на имиджевые и финансовые достижения зарубежных коллег. Посещение спортивных соревнований в западных странах стало частью повседневной жизни миллионов людей, обеспечивая им разрядку от рабочей рутины и эмоциональное удовольствие. Своими успехами зарубежный спорт обязан, прежде всего, хорошо организованной, сложной системе спортивного менеджмента, которая позволяет клубам самостоятельно зарабатывать большие деньги, а не жить за счет помощи от властей и спонсоров, как это происходит в России.

Профессиональных спортивных менеджеров в стране стали готовить только недавно. Перед Олимпиадой  в 2009 году в Сочи был основан Российский Международный Олимпийский Университет (РМОУ). В качестве его учредителей выступили Министерство спорта РФ, Олимпийский комитет России и группа «Интеррос». Университет является главным хранителем архива сочинской Олимпиады 2014 года, которые ему передал Оргкомитет «Сочи 2014». Здесь готовят специалистов с квалификацией «Мастер спортивного администрирования», которые очень востребованы в быстро меняющейся спортивной индустрии. Спорт быстро превращается в самостоятельную, растущую отрасль предпринимательской активности.

На форуме в Сочи, который был организован группой «Интеррос», РМОУ при участии Автономной некоммерческой организации «Спортклуб Роза» и в партнерстве с агентством спортивного PR и маркетинга «Рейкьявик», лидеры отрасли делились технологиями взаимодействия спортивных предприятий со СМИ, рекламодателями, опытом организации каналов коммуникации с болельщиками и населением, особенностями использования киберспорта.

Стадион – это город в городе

По доставшейся от советских времен традиции большинство спортивных менеджеров все еще воспринимают свою деятельность как способ тратить деньги спонсоров. Форум в Сочи продемонстрировал успех другого подхода: искусство зарабатывать деньги на спорте и на всем, что с ним связано.

Огромный интерес вызвало выступление заместителя генерального директора «Казань Арены» Булата Литвинова. «Матчи занимают всего 25 дней в году, с их помощью окупить эксплуатацию стадиона невозможно», - сказал Литвинов. Для решения проблемы окупаемости в Казани решили сделать ставку на систему «Город в городе», при которой стадион перестает быть только спортивным объектом. Сейчас на «Казань Арене» каждый день работает детский городок развлечений, сеть спортивных клубов, рестораны. Благодаря этому объем частных инвестиций в объект достиг уже 500 миллионов рублей, и получается, что стадион половину необходимой суммы 200 млн. рублей в год зарабатывает сам.

«Сначала все смеялись над нами, говорили, что концепция ошибочна – ну кто поведет детей на стадион? После этого пошел эффект домино: ты привел ребенка, и надо заняться чем-то самому. Так родился полноценный частный проект на государственном объекте – Kazan Arena Family», – заметил Литвинов. Скоро на территории стадиона может быть построен полноценный офисный центр.

То, что современные арены должны быть мультифункциональными, подтвердил и член совета директоров «Арена Парк Менеджмент» Кирилл Макарищев. В проект будущего стадиона, возводимого на месте знаменитого московского «Динамо», входит несколько масштабных объектов: торговый центр площадью 20 тысяч кв. м, бизнес-центр, апартаменты и отель. При этом под одной крышей будут размещены сразу две арены – стандартная футбольная и универсальная, где можно проводить хоккейные и баскетбольные игры. «Первый ярус трибун универсальной арены полностью трансформируется, меняется угол наклона, чтобы, например, на баскетболе были правильные фокусные точки на паркете», – добавил Макарищев.

Исполнительный директор «Локомотива» Алексей Киричек рассказал о том, как стадионы можно использовать для проведения массовых и детских праздников. В этом году московский клуб провел два семейных мероприятия – новогоднюю елку и масленицу. Примечательно, что вход на мероприятия был платным, но это не отпугнуло жителей ближайших районов: на новогоднюю елку было продано более 1000 билетов. «Благодаря этому мы зимой заполнили информационный вакуум вокруг клуба, – сказал Киричек. – Очевидно, что мы хотели бы видеть на матчах аудиторию, которая живет рядом со стадионом».

Оправданность затрат

Пермь не попала в число городов, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу. Пермский СК им. Сухарева определен оргкомитетом ЧМ-2018 только в качестве тренировочной базы одной из футбольных сборных, которой предстоит сыграть в групповом турнире в Екатеринбурге. Зато край просит 100 млн. рублей на оборудование фан-парка на набережной с большими экранами, чтобы любители футбола могли наблюдать за матчами чемпионата. Спорный вопрос, насколько это нужно. И что будет потом с этими экранами?

В РМОУ российские и зарубежные специалисты учат студентов эффективно использовать не только сами соревнования, но и все, что с ними связано. Олимпийская горнолыжная база «Роза Хутор» сегодня, например, превратилась в популярный всесезонный горный курорт, зимой здесь катаются на горных лыжах сотни тысяч любителей и регулярно проводятся спортивные мероприятия.

На первый взгляд, в Перми спортивная жизнь идет достаточно активно. Ярким событием стали недавние соревнования по черлидингу. Пермские спортсмены завоевали путёвки на чемпионат Европы и Мира в Хорватии и Японии. Болельщиков ждут соревнования по футболу, летнему биатлону, спортивной гимнастике, пейнтболу и фигурному катанию. Чемпионат по футболу подогреет интерес людей к спорту, и это надо использовать для того, что спорт вошел в повседневную жизнь максимального числа пермяков.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах