Бесстрастная статистика утверждает, что в России на 100 браков - 70 разводов. Оглянешься вокруг - от семей одни осколки.
Среди многочисленных подруг моей 25-летней дочери сплошь матери-одиночки да разведённые с детьми. В школе на родительских собраниях пап не видно. "Да где же наши мужчины?! - сокрушается классная руководительница. - Кто отремонтирует столы?"
Много детей - это исполнение мечты
На этом фоне семья Юриных смотрится оазисом. Она проживает на верхнем этаже одной из "хрущёвок" Закамска. Проходная "двушка" с крохотной кухней явно тесновата для шести обитателей - молодых родителей и четверых ребятишек, старшему из которых нет девяти, а младший пока ещё не научился ходить.
Самый серьёзный человек в семье - третьеклассник Миша. С моим появлением он начинает что-то с шумом передвигать на своей полке над письменным столом, явно привлекая к себе внимание постороннего человека.
- Чем он недоволен? - тихонько спрашиваю у мамы Эли.
- Папа поставил ему на полку свои книги. Места в квартире мало.
Чернобровая красавица Алиса 5,5 лет от роду и хрупкая беленькая Вероника 3,5 лет увлечённо смотрят мультик, уткнув носы в экран монитора. Эля время от времени отодвигает их стулья чуть подальше от компьютера, но уже через полминуты сёстры снова занимают исходные позиции.
- Тесно, - вздыхает Эля.
По дивану, расположенному рядом с компьютером, держась за спинку, стремительно передвигается жизнерадостный десятимесячный Стёпа. В эту же проходную комнату втиснуто пианино, на котором изредка играет глава семьи. Эля мечтает начать учить музыке одарённую Веронику, но вы-кроить денег на музыкальную школу пока не удаётся. Здесь же под самым потолком между комнатой и коридором Алексей соорудил спортивный комплекс. Несмотря на тесноту, в доме ощущается уют, и в семье царит гармония.
- Я росла у мамы одна, была поздним ребёнком и тщетно мечтала о брате или сестре, - рассказывает Эля. - Много детей - это исполнение моей мечты.
Красавице Эле впору вы-ступать на подиуме, а не вытирать сопливые носы. Но она видит смысл жизни в семье.
Докажите, что малоимущие
В свободное время Юрины не сидят дома. Летом всей семьёй работают на дачном участке. Это позволяет до марта обходиться своими овощами. Да и какую-то экономию даёт.
Изредка родителям удаётся вывезти детей - в театры и цирк. Однако такая поездка обходится семье как минимум в 500 рублей. Не говоря уже о том, что дальняя дорога сильно утомляет детей. Задумались, было, Юрины о покупке машины. Пожалуй, они смогли бы себе такое позволить. Но когда стали прикидывать расходы - на гараж, бензин, ремонты и запчасти, - засомневались в своих возможностях. Ведь живут они, как и большинство, от зарплаты до зарплаты. Эля - воспитатель детского сада, её заработок не превышает трёх тысяч рублей. Алексей обслуживает компьютеры в одном из пермских банков, получает от 17 до 20 тысяч. Вроде немало. Но если совокупный доход разложить на всех, то получается совсем скромно. Такого бюджета достаточно для того, чтобы не кормить семью одними макаронами, но мечтать о покупке дорогой вещи или расширении жилой площади уже не приходится.
- Толку-то, что наша семья многодетная, - говорят Юрины. - Чтобы иметь льготы, мы должны доказать, что ещё и малоимущие. Но наш совокупный доход превышает прожиточный минимум на члена семьи рублей на двести. Единственное послабление для нас - это 50-процентная скидка при оплате за детский сад. Но и эту льготу того и гляди отменят.
Юрины не жалуются на судьбу. Но они не могут не тревожиться за будущее детей, которым скоро станет совсем тесно в маленькой квартире. Алексей обращался в свой банк по поводу кредита на приобретение жилья, но ему отказали. Причина банальная: доходы семьи не позволяют без осложнений выплачивать кредит - банки не любят рисковать. Когда Юрины узнали про новую президентскую программу поддержки семей с детьми, обсуждали, не завести ли ещё одного ребёнка. Но решили, что единственный счёт не поможет.
Тесно в гнезде жаворонушкам
Ещё труднее многодетной семье из сельской местности. Петр и Ольга Максимовы - работники культуры Нытвенского района. Через год после свадьбы родился Ефим, затем с промежутками через два года на свет появились Даша и Настя. Четвёртый малыш - Лёша - родился уже на стыке веков. Все дети были желанными, поэтому одинаково наделены вниманием и лаской. Но жизнь на селе, как дороги, полна ухабов и выбоин. Максимовы трижды меняли место жительства - и всё из-за неудобств, связанных с работой или учёбой детей. В конце концов, они вынуждены были перебраться в Нытву и снимать в этом городе квартиру. И только на лето уезжают к бабушке в деревню Усть-Шерья, расположенную в двенадцати километрах от районного центра. Там вся их недвижимость - недостроенная деревенская изба с хозяйственными постройками. При ней участок, арендуемый у ассоциации крестьянских хозяйств "Шерья". Усадьба расположена в живописной местности недалеко от пруда. Пётр и Ольга мечтали выстроить просторный коттедж, но жизнь скорректировала их планы. Домик скромен как снаружи, так и изнутри, мебель самая дешёвая. О компьютере Максимовы пока только мечтают.
Детям нравится деревен-ская свобода, а вот родителям приходится разрываться между городом и деревней, на работу и обратно они ездят рейсовым автобусом. В их отсутствие забота о детях и хлопоты по хозяйству ложатся на плечи 83-летней Анны Павловны. Она, кстати, считается самым главным воспитателем в семье. Дети инстинктивно чувствуют, насколько важна в их судьбе роль бабушки. Когда они не с ней, больше всех беспокоится младший Алёша: "А как там наша бабуля?"
Пётр Павлович когда-то работал методистом в местном Доме культуры, но вот уже несколько лет обучает детей (не только своих, конечно) народным ремёслам. Ольга Ильинична закончила консерваторию, её призвание - учить детей музыке. Несколько лет назад супруги Максимовы организовали фольклорную группу "Жаворонушки", известность которой перешагнула границы Прикамья. Творческий коллектив участвовал во многих конкурсах и фестивалях, получал призы и почётные грамоты. В 2003 году "Жаворонушки" стали лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей. Младшие члены семьи тоже выступают в составе этой группы и нередко гастролируют с родителями.
Пётр и Ольга не могли, конечно, предвидеть крен российских реформ в сторону от интересов семьи. Совокупный доход семьи также не даёт ей статуса малоимущей. Но если вычесть из общего дохода плату за аренду квартиры, то прожиточного минимума на каждого члена семьи как раз и не получается. Но государство такие нюансы почему-то не учитывает. Об улучшении жилищных условий Максимовым мечтать не приходится. Они изучали рынок жилья, но даже в Нытве, где квадратный метр вдвое дешевле, чем в Перми, квартира им не по карману.
Поспешили родиться
Многодетные семьи в России воспринимаются как некий анахронизм. Государство не спешит вернуть большой семье престиж. Помните, у Задорнова: "Если он и она глупые - получается многодетная семья". Да, порой много детей рождается из-за безалаберности родителей, но это скорее исключение, чем правило. Многодетная семья - это утраченная русская традиция.
Но если она редкость, то почему так беззащитна перед суровой действительностью? Мы взяли для примера две семьи, у которых схожие проблемы, и самая главная остаётся пока неразрешимой - жильё. Ни в одну жилищную программу они не попадают, жилищный сертификат и так называемый материнский капитал им тоже не светят - дети появились до того, как государство решило стимулировать рождаемость.
Государство готово вкладывать немалые средства в детские дома, финансировать различные программы на поддержку брошенных детей, платить деньги за патронатное воспитание (что само по себе тоже замечательно). Но, как ни крути, а куда лучше, когда дети воспитываются при своих родителях, а не в патронатной семье и уж тем более не в детском доме. Очевидно, помощь нужна сейчас, когда семья цела и благополучна, а не тогда, когда она под грузом проблем не выдерживает и даёт трещину. На снимке: семья Юриных.
Смотрите также:
- Сергей Фадеев: «С детьми найти общий язык легче, чем со взрослыми» →
- Судимые супруги борются за право усыновить ребенка →
- Мама и папа разводятся →