Ровно 90 лет назад, в ноябре 1916 года в Перми появились первые женщины-извозчики. Пальму первенства в этой, казалось бы, исконно мужской профессии начали оспаривать эмансипированные дамы.
В ОБЩЕМ-ТО, в извозчики женщины могли пойти по разным причинам. Например для того, чтобы содержать семью, оставшуюся без кормильца. Однако не следует сбрасывать со счетов стремление женщин быть не зависимыми от мужчин.
- В феминизации России Пермь занимает не последнее место, - рассказывает краевед Владимир Гладышев. - Именно в нашем городе женщины начали соревноваться с мужчинами за право называться прогрессивными и успешными. Эта борьба за равноправие полов не носила политический характер, однако уже сами по себе такие примеры свидетельствовали о достаточно сильной традиции "пермского суфражизма".
Могу привести несколько самых ярких имён. В первую очередь, конечно, это Анна Павловна Философова, родственница знаменитого семейства Дягилевых и организатор "Бестужевских курсов". В начале XX века она многим помогла журналу "Мир искусства", отстаивавшему новое, модернистское направление в культуре. Также можно указать первую женщину-офтальмолога Евгению Серебренникову. После неё очень многие женщины пошли в медицину. Например, дочь священника Александра Маргаритова, ставшая врачом-акушеркой сначала в Осинском уезде, а потом в Перми.
Уход в профессиональную деятельность вообще был для женщины неким разрывом с традиционным укладом, с ценностями своей семьи. Но иногда становился и своеобразным способом поддержать семейство. Легендарной личностью для Перми стала "Любимиха", вдова пароходчика Ивана Любимова. После смерти мужа Анна Любимова сумела удержать на плаву огромное дело и сохранить миллионные капиталы. На всю Россию таких "миллионщиц" были считанные единицы. Анну Любимову знали и как благотворительницу: она не жалела денег для церквей, дарила городу превосходные здания. Её именем, "Анна Степановна", был назван красивейший пароход, проплававший по Каме до начала прошлого века (его ограбила банда Лбова).
Кто еще приходит на ум, когда мы говорим о "пермском феминизме"? Конечно, Зинаида Кокорина, первая русская женщина-летчик. Кстати, в том же самом 1916 году она поступила на первый курс Пермского университета, и это означало для Зинаиды полный разрыв с прошлым. Дело в том, что происходила она из семьи староверов, и родня не слишком одобряла желание дочери получить светское образование. В 1922 году Кокорина закончила военное училище в городе Кача и стала военным летчиком. О ней, в частности, написал в своей книге очерков "Шаги по росе" замечательный журналист Василий Песков.
Всем этим "феминисткам" современные женщины должны быть очень благодарны. Кокорина, Любимова и, конечно же, Философова и Серебренникова разрушали сложившиеся стереотипы о женщине и её месте в жизни. Но имелась и другая тенденция, когда женская свобода воспринималась как вседозволенность. Суфражистки с короткими стрижками и непременной сигаретой во рту стали расхожей приметой времени. О таких писал свои стихотворные фельетоны пермский сатирик Сергей Ильин... На стыке веков Пермь захлестнуло другое движение - так называемых "огарков". Молодые люди обоего пола исповедывали полнейшую сексуальную свободу и занимались самым откровенным развратом.
Немалую роль в этом сыграла литература: небезызвестный роман Арцыбашева "Санин", "Ключи счастья" Вербицкой. Впрочем, и в самой Перми в начале века были выпущены книги с похожим содержанием. Например, бульварный роман "Проклятая дочь", где рассказывается о страшной тайне одного надгробия на Егошихе.... Эта анонимная книга - всего-навсего душещипательная история о кровосмесительстве, однако она пользовалась в то время просто сумасшедшей популярностью.
Свобода нравов достигла апогея в первые годы революции. Мода на "брачные треугольники", подкрепленная примером отношений Владимира Маяковского и четы Брик, просто захлестнула Россию. То, что мы называем "шведской семьёй" и воспринимаем как экзотику, в 1920-е годы было нормой. А поскольку церкви (главный метрический институт в России) в основном были разрушены, молодые люди даже не удосуживались регистрировать свои отношения в загсе. "А зачем нужен брак, если можно и так?" - вот строчки из одного тогдашнего сатирического стихотворения.
Теперь женщине не приходилось бороться с традиционным укладом, наступила полнейшая свобода. Таким образом, маятник качнулся в другую сторону: феминизм перестал быть вызовом патриархальной морали, а сделался чем-то даже обыденным.
Смотрите также:
- Габриэль Михалик: «Если бы не было России, то не было бы, кого любить и ненавидеть»… →
- Подкова на счастье. Кузнец Люба Шадрина укрощает металл →
- Их чуть не поссорил Сталин →