«Без наковальни, без ручника, без горна в нашем деле никуда. Но главный инструмент кузнеца - это мозги и фантазия», – утверждает Любовь ШАДРИНА, миниатюрная, хрупкая девушка, укрощающая металл на зависть многим мужчинам.
Найти на дороге подкову издревле считалось на Руси хорошей приметой. Её прибивали над входной дверью, и это, говорят, привлекало в дом счастье, благополучие и удачу. Увы, наткнуться в Перми на такую находку нынче (даже в год Лошади!) - мечта абсолютно несбыточная. А найти, к примеру, в той же Перми - мечтать так мечтать! - девушку-кузнеца? Пожалуйста: Любовь Шадрина - историк по образованию и кузнец по призванию. Работает в компании «ЧирКовка» около двух лет. И счастливых подковок за это время сделала уже не меньше тысячи.
Не женское дело
– Вы действительно верите, что сувенирная подкова приносит счастье?
– Надо верить. Тогда вера и другим передаётся. Тем, кто покупает этот оберег или получает в подарок.
Можно попытаться изготовить его и самому, под руководством мастера. Однако тут, замечает Люба, случаются иногда казусы. Не раз представители сильного пола, увидев, как она проводит мастер-класс на пермском Арбате, притормаживали, присматривались, а потом уверенно заявляли: «Девушка, давайте я сделаю всё сам. Одним махом, быстро». Ну ещё бы: у неё, девчонки ростом полтора метра, так ловко получается, а он-то здоровый мужик. Но одним махом не выходит. Мучается бедолага и полчаса, и час, пока не придёт на помощь эта самая девчонка и не доведёт подкову до ума.
– Разрушаете миф о том, что быть кузнецом - не женское дело…
– Вот именно - миф. Почему не женское-то? Вспомните, сколько женщин работало в советское время в шахтах! А в колхозах что, менее лёгкий труд? И в космос женщины летают… По-моему, подобные утверждения нужны мужчинам для того лишь, чтобы продемонстрировать собственное превосходство. А в каждом деле свои хитрости. Изящество формы, плавность линий - кто, как не женщина, может привнести это в художественную ковку? К сожалению, в Пермском крае девушек-кузнецов раз-два, и обчёлся. Но в целом в России их немало. Очень хорошие школы в Москве и Петербурге. Я уж не говорю об Украине.
– Зато приятно, наверное, ощущать себя единственной женщиной в чисто мужском коллективе?
– Ну да. Хотя я не кокетка. (Смеётся.) С детства мне интереснее было с мальчишками. В футбол, в хоккей играть - везде с ними.
И код сработал
Помимо спорта Люба увлекалась в школе историей и краеведением. О средневековом городище Иднакар, уникальном памятнике финно-угорской культуры, что близ её родного Глазова, готова рассказывать бесконечно. Как и об археологических экспедициях, в которых она побывала уже студенткой истфака ПГУ:
– Нам крупно повезло с преподавателем: Григорий Петрович Головчанский занимается средневековьем и новым временем, исследует археологические памятники Урала. Вместе с ним мы копали в Пыскоре, в Гамово… Находили и артефакты пермского звериного стиля.
Похоже, мотивы этого причудливого древнего стиля звучат в Любе Шадриной постоянно. Перекликаясь с реалиями обыденной жизни. Подпитывая её любовь к неформальной музыке, фестивалю КАМWА и всему, что связано с этнокультурой. Помогая, в конце концов, найти себя в нашем безумном мире, «всё делающем не так».
После университета, по примеру друзей-однокурсников, она ушла в журналистику. Несколько лет писала в различных интернет-изданиях. И всё вроде бы складывалось удачно, но сработал вдруг код глубинной, проснувшейся в ней матрицы - и жизненная траектория изменилась на 180 градусов.
– Я поняла, что хочу заниматься ремёслами, - признаётся девушка. - Но вот каким из них? Каждый материал живёт и дышит по-своему, имеет свою душу. Случайно узнала, что в Перми можно обучиться ковке. Приехала сюда во дворик, посмотрела, как работают мастера. И почувствовала: это моё.
Делай правильно с первого раза!
Начинала она, как и положено, с азов. Выковать гвоздь - кажется, что может быть проще? Но именно на простом учишься вещам фундаментальным: оттяжке, вытяжке, осадке…
– Приходила в кузню утром, уходила иногда в 9-10 вечера, - рассказывает Люба. - Уставала поначалу так, что сил хватало лишь на то, чтобы приготовить себе обед на завтра. Но разочарования, что стала кузнецом, не было ни разу. Наоборот, с уходом из офиса у меня словно ноша с плеч упала. Такой подъём духа ощущаю!
Минувшей осенью Юрий Чирков, основатель компании, в которой она работает, отправил свою подопечную на повышение. На полгода в Карагай, к кузнецу-художнику Виталию Пысину. Так что в Перми она сейчас редкая гостья.
– Чему главному уже научились вы у нового наставника? - спрашиваю я Любу.
– В мастерской там висит плакат «Делай всё правильно с первого раза!» Ведь от многократного нагревания железо портится. Поэтому надо сначала включить голову, всё продумать и только потом делать. Стараюсь этому следовать.
– Грубый металл в ваших руках превращается в настоящие произведения искусства. А нет желания обратиться в изделиях к пермскому звериному стилю?
- Есть. Причём хочется использовать его как раз в ковке, а не в литье, о чём написано во всех учебниках. И выковать бы не традиционную бляшку, а панно, например, или какую-то скульптуру. Вот думаю, как это сделать.