Однако у нас до сих пор нет памятника Сергею Павловичу, хотя разговоры об этом идут давно. О том, почему так произошло, а также о состоянии нашей исторической памяти рассуждает известный пермский журналист, писатель и краевед Владимир Гладышев.
Нет ни памятника, ни улицы...
- Владимир Федорович, как вы объясните это странное упущение? Дягилев прославил Россию - а на собственной малой родине памятника так и не удостоился... Или мы слишком талантами богаты?
- В своё время я назвал этот странный феномен "ленивой кровью пермяка". Возможно, причина в нашем климате или в чём-то другом. Но разговоры о памятнике идут много лет, а результат оставляет желать лучшего. Ведь у нас даже мемориальная доска на школе N 11 - не постоянная, а временная, сделанная из эпоксидной смолы. Автор её, замечательный художник Николай Хромов, очень надеялся, что когда-нибудь доску заменят - а она как висела, так и висит...
Вроде бы, многие давным-давно уже поняли, что пора вернуть Дягилева Перми. Нам удалось заинтересовать Эрнста Неизвестного, он предложил собственный, оригинальный проект памятника. Уже и место выделили... Однако наши городские и краевые власти по-прежнему раскачиваются медленно и неохотно.
Нет не только памятника, нет даже улицы Дягилева. Ещё давным-давно, на городской комиссии по наименованиям мы обсуждали этот вопрос. Предлагалось переименовать часть улицы газеты "Звезда" или отрезок улицы Коммунистической (бывшая Петропавловская). И вот сменилось уже три мэра - а ничего не сделано до сих пор!
- Наверное, здесь можно вспомнить и о том ужасающем состоянии, в котором находится дом Дягилевых в Бикбарде...
- Конечно. Я и прежде посещал Бикбарду много раз, а два года тому назад ездил туда с голландскими кинематографистами. Они снимали фильм о Дягилеве, и лично мне было стыдно им показывать этот особняк. Когда-то в нём находилась школа, сейчас дом просто заброшен. Что это? Наша лень? У бикбардинцев недавно появилась новая улица - Спортивная, и они этим очень гордятся. А улицы Дягилева нет до сих пор...
Наши краеведы не раз обращались к пермским властям. Говорили о том, что огромные средства, которые тратятся на организацию Дягилевских сезонов в Перми, используются нерационально, как-то по-шоуменски... Почему бы хотя бы треть этих средств, уходящих непонятно куда, не отпустить на восстановление дома-музея в Бикбарде? Но власть на это просто не реагирует.
Меценаты вывелись на Руси?
- Отвлечемся от грустной действительности и поговорим о человеке, чьё 135-летие нам предстоит отпраздновать. Как вы считаете, меценат Сергей Дягилев заботился о России или лишь о прославлении своего имени?
- Это сложный вопрос. Мне кажется, Дягилев всё-таки оставался эгоистом. Но это был, если можно так выразиться, эгоист-патриот... Ведь славу он оставил после себя не самую скандальную.
Когда я изучал переписку Дягилева с его единомышленниками, то пришёл к очень интересным выводам. Этот человек мог разругаться с самыми близкими людьми. Льва Бакста Дягилев поначалу нежно называл "Лёвушкой", а потом так с ним конфликтовал, что никакого примирения быть уже не могло. Однако после смерти Бакста Дягилев сумел найти и сказать самые главные и проникновенные слова. Трудные отношения были у него и с Константином Сомовым... И даже эскизы молодого Пабло Пикассо Дягилев рвал и топтал ногами - вы можете себе такое представить?
Да, многие не прощали ему этой спеси, этого высокомерия. Но в итоге от всего того, что делал Дягилев, остаётся только хорошее, а вся дягилевская чванливость - она за скобками...
- Дягилев - далеко не единственный пример мецената "серебряного века", который всю жизнь отдал искусству. Достаточно вспомнить Коновалова, Рябушинского, Морозова... Как вы думаете, а почему сейчас нет таких бизнесменов?
- Вы будете смеяться, но таких бизнесменов не было и во времена самого Дягилева. По крайней мере, так считалось. Я читал рукописи Дягилева и, к своему глубочайшему удивлению, обнаружил там такую фразу: "меценатов в России больше не осталось, ну что ж, тогда я сам стану меценатом!" Видимо, это заложено в подсознании людей: прошлые времена кажутся лучше, чем нынешние.
А меценаты есть и сейчас, правда, быть может, не в таком масштабе... Разве нельзя назвать меценатами Лидию Лисовенко и ее коллег? Разве не меценаты - Олег и Нина Сбоевы, которые организуют чтения в усадьбе художников Сведомских? И таких примеров очень много. Конечно, в массе своей нынешние меценаты думают больше о прибыли. Им далеко до Дягилева, который всю жизнь оставался бессребреником. Но положительные примеры есть и сейчас, и это радует.
"Красным" и "белым" пора помириться
- К сожалению, Дягилев - далеко не единственный пример того, как разгильдяйски мы относимся к своей истории. И вы как краевед прекрасно об этом знаете.
- Да, пермские власти в этом отношении действуют очень вяло и неохотно. Взять хотя бы другой красноречивый пример - поиски останков великого князя Михаила Романова, убитого большевиками в Перми. Часовня на предполагаемом месте его гибели (это район Чапаевского) так до сих пор и недостроена. В соседней с нами Свердловской области давно уже провели расследование обстоятельств гибели царской семьи, а у нас до сих пор ни шатко ни валко...
Более того! К нам уже несколько раз приезжал журналист и организатор Фонда Михаила Романова Владислав Краснов. По происхождению он пермяк, но живёт в Америке. Именно с его подачи на знаменитых "Королевских номерах" (здание гостиницы на Сибирской, откуда вывезли великого князя, чтобы потом расстрелять. - А. М.) появилась мемориальная доска. Краснов говорил о покаянии, которое мы, пермяки, должны принести за это злодеяние... Но Юрий Трутнев, в те времена ещё мэр города, так прямым текстом и заявил: "Я не считаю, что мы должны нести какую-либо вину за злодеяния прежнего режима". Пермские власти до сих пор ведут себя, как будто никакого преступления не было. Но помилуйте, ведь речь идёт совсем не о том, что нам следует как-то посыпать себе голову пеплом. Нет, просто нужно восстановить элементарную историческую справедливость. Найти останки великого князя, сказать всю правду о его насильственной смерти - ведь это же очень важно для всех нас.
- Конечно, тема "красных" и "белых" в нашем обществе до сих пор актуальна и даже щекотлива. Достаточно вспомнить, какие толки вызвало перезахоронение царской семьи в 1998 году. Не говоря уже о недавних дебатах по поводу возвращения останков Деникина и Каппеля...
- Соглашусь, тема эта очень неоднозначна! Но мы ещё очень робко восстанавливаем пласт, который нас заставляли забывать на протяжении 70 лет. Собственную историю помним плохо, и в целом остались "коммунистическим заповедником", где господствует абсолютная стандартизация. Даже названия улиц у нас одинаковые во всех городах - улица Свердлова, Дзержинского... И чтобы расчистить завалы, у нас ничего не сделано.
По убеждениям я далеко не монархист. Но считаю, что мы должны одинаково уважительно относиться и к "красным", и к "белым". В Испании генерал Франко велел поставить памятник на братской могиле республиканцев и франкистов. Тех, кто при жизни воевал друг с другом. У нас ничего подобного нет до сих пор.
Слава Богу, в Перми хотя бы есть место, где покоятся кости и старых большевиков, и "белогвардейцев". Это Егошихинское кладбище. Здесь можно встретить как коммунистов, так и представителей Дворянского собрания. И я думаю, что это правильный процесс.
Смотрите также:
- «Жизнь хороша на 12%».Писатель Владимир Сорокин о насилии, заговоре и тоталитаризме →
- Вячеслав Дегтярников рассказал АиФ о Ленине, журналистике и религии →
- Пауло Коэльо "АЛХИМИК" →