Поживите на скотомогильнике

   
   

Житель краевого центра Сергей Сакулин неожиданно для себя сделал страшное открытие. Оказывается, земельный участок в пригороде Перми, на котором он собрался строить дом, находится в непосредственной близости от скотомогильника - потенциального источника заражения сибирской язвой.

воим глазам, когда увидел соответствующую бумагу из Роспотребнадзора. Ведь

местные жители, ни о чём не беспокоясь, разводят огороды и строят дома в самой близости от этого жуткого места. Как же так, вопрошает наш читатель, ведь постановление на передачу земли в частную собственность подписал не кто-нибудь, а чиновники из администрации Пермкого района.

В любой цивилизованной стране по этому поводу давно забили бы тревогу. В срочном порядке стали бы выселять людей на другую землю. Ведь во всём мире споры сибирской язвы считаются одним из самых страшных видов биологического оружия. В Пермском крае ситуация, мягко говоря, иная. Местные власти заменять эти земельные участки в 400 метрах от деревни Шилово на другие не собираются.

Санврачи предупреждают

Однако Сергей твёрдо намерен отстоять своё право на здоровую жизнь в экологически благоприятном месте. Он обратился в нашу редакцию с ворохом документов и рассказал эту странную "земельную" историю.

- В 2001 году мой родной брат купил участок земли близ деревни Шилово у господина Красовского П. В. Последнему эта земля досталась в счёт земельных паёв в том же году. Таким же способом соседние участки получили ещё несколько десятков семей. В паспорте земельного участка в графе "целевое использование" указано: "для ведения личного подсобного хозяйства". Это значит, что здесь можно разводить огород, держать скотину, строить дом.

Брат по доверенности передал землю мне. Сам я на тот момент довольно давно жил с семьёй в Екатеринбурге. Не тужил, имел свою квартиру. Когда узнал о земле, засобирался в Пермь. Решил, что на 2,5 гектара можно отличное хозяйство развернуть, построить дом. В общем, продал квартиру в Екатеринбурге и вернулся на малую родину. В 2005 году решил на том участке начать строительство. Стал ходить по разным ведомствам, собирать необходимые документы. И вдруг, словно гром среди ясного неба, из территориального отдела Роспотребнадзора приходит бумага. А там написано, что мой участок "находится в пределах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника деревни Федотово". А по санитарным нормам в этой зоне "не допускается размещение индивидуальных садово-огородных участков", и строить дом здесь нельзя. От такой новости у меня, что называется, коленки подкосились. Что же получается, думал я, когда землю выделяли, она была нормальной. А как строительство затеял - так стала опасной для здоровья?

Начал Сергей Борисович разбираться. Выяснил, что и во время приобретения земли её первым хозяином санитарные правила запрещали использовать эту землю в качестве личного подсобного хозяйства. Правда, на тот момент действовал другой СанПин, утверждённый Главным государственным санитарным врачом 31 июля 2000 года. Но сути-то это не меняло. Однако в паспорте земельного участка о запретах ни слова. Так и написано: "ограничения нет".

Жители остались на бобах

Что в такой ситуации делать? Идти за консультацией к профессионалу. С. Сакулин обратился к юристу. Последний сказал, что администрация должна заменить мужчине участок в зоне могильника на аналогичный в другом месте или выплатить денежную стоимость земли. Администрация района Сергею Борисовичу отказала и в том, и в другом. Он подал на чиновников в суд. В заявлении указал конкретный участок, который ему хотелось бы получить взамен. Но мировой судья из села Лобаново вынес решение не в его пользу. Сославшись на то, что разбираться надо с прежним хозяином - продавцом участка. Кроме того, в решении судьи сказано, что на момент совершения сделки никаких санитарных запретов по поводу строительства на этой земле не было. Мол, они вступили в силу лишь в 2003 году. Хотя это не так. Запрет действовал и тогда, на это указывает Роспотребнадзор. Не знать о скотомогильнике чиновники не могли. Ведь скот здесь похоронили ещё в середине прошлого века. Правда, на карте его обозначение появилось в 80-х годах.

- Допустим, я бы один оказался в такой ситуации, - рассказывает Сергей Борисович. - Но нет, кроме меня ещё несколько десятков семей остались на бобах. Люди также продали свои квартиры в Перми. Кто-то, несмотря на запреты, начал строить жильё. Деваться некуда, жить гдё-то надо. Один сосед дом уже поднял. Санитарные службы и администрация смотрят на это сквозь пальцы. Делают вид, что всё нормально. Но спокойствия этого я не понимаю. Как будто рядом не массовые захоронения, а одну корову закопали, которая от тяжёлой жизни померла. Ведь это же очень опасно, споры сибирской язвы могут активироваться в любой момент. И пострадать можем не только мы, жители этих участков, наши дети. Инфекция способна проникнуть и в другие сёла Пермского района. Поскольку некоторые хозяева участков выращивают в этой земле продукцию, которую потом продают.

Действительно, санитарные врачи предупреждают, что споры этой инфекции не погибают больше 100-150 лет. И человеку надо быть весьма осторожным. Недаром сибирскую язву наравне с чумой считают опаснейшей инфекцией. Заразиться можно через контакт с почвой, воздушно-капельным путём, также переносчиками заразы могут стать насекомые. Если человек подхватил ингаляционную форму этой инфекции, то смерть может наступить в течение нескольких часов и дней. Поэтому ответственность за содержание подобных скотомогильников лежит на органах местного самоуправления.

Чиновники умывают руки

В администрации Пермского района считают, что их вины в этой истории нет:

- Существовало хозяйство "Прикамье", - говорит Игорь Бедрий, заместитель главы Пермского муниципального района. - У его членов были земельные паи. И вот однажды на общем собрании они выбрали огромный кусок земли, где и решили "обналичить" земельные паи. Администрация в этот процесс не вмешивалась. От нас в итоге лишь требовалось выписать постановление, по которому эти участки изымались из коллективно-долевой собственности "Прикамье" для передачи их в частную собственность бывшим членам этого хозяйства. Находится ли эта земля в радиусе действия скотомогильника, мы не проверяли. Этим должно заниматься другое ведомство - Роснедвижимость. При постановке земли на кадастровый учёт специалисты этой федеральной структуры смотрят, можно или нет выделять тот или иной участок под строительство. В этом случае никаких ограничений указано не было.

С этой точкой зрения не согласна Ирина Хамова, юрисконсульт, специалист юридического центра агентства недвижимости "Респект":

- Если администрация выписывает постановление на предоставление земли, значит, и несёт за это ответственность. Собственникам надо спрашивать именно с органа местного самоуправления. Но раз представители последнего считают виновными не себя, а Роснедвижимость за недогляд, то пусть и разбираются между собой, а хозяев земли не вмешивают. Собственники не обязаны знать все нормы и правила. Главное, что на момент выдачи постановления был в действии п. 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00. А по нему земля всё-таки попадает в санитарно-защитную зону скотомогильника. В соответствии с этой нормой в зоне не допускается размещение объектов для проживания людей, садово-огородных участков. Но раз участок в собственность всё-таки предоставили, но использовать его по назначению фактически невозможно, то в соответствии со ст. 27, 49 ЗК РФ такой участок у собственника должен быть выкуплен, либо предоставлен другой. Если администрация Пермского района отказывает людям в этом, то стоит обратиться в суд с иском о признании постановления администрации противоречащим закону.

Неизвестно, сколько ещё мытарств придётся пройти Сергею Сакулину и его соседям, чтобы добиться справедливости. Сейчас мужчина снимает в Перми квартиру. Мечты о доме остались в прошлом.

- Поставлю точку в этом деле и поеду обратно в Екатеринбург. Расхотелось мне оставаться в Прикамье.

Вряд ли кто-то даст гарантии С. Сакулину в успешном исходе дела. Видимо, среди злополучных собственников нет приближённых к

властным кругам, пусть даже муниципального района. Ведь если бы они были, не то что бы проблему решили в короткие сроки - её бы просто не возникло.

Смотрите также: