Слава художника-карикатуриста свалилась на молодого рабочего с телефонного завода настолько неожиданно, что он ей не поверил. И ещё три года рисовал свои весёлые картинки, стоя у станка.
Сегодня Дмитрий Кононов - признанный мастер карикатурного жанра. Он обласкан вниманием не только российских, но и международных конкурсов. Работает в газете "Пермские новости". Творческий псевдоним - "Митя". К известным "Митькам" отношения не имеет. Он из тех натур, что гуляют сами по себе. Однако индивидуальность не помешала ему войти в клуб пермских карикатуристов "Пекари".
С юмором слабовато
В том, что Дмитрий любит рисовать, отчасти виновата мама. При любом удобном случае она говорила: "Ты у нас, сынок, обязательно будешь великим художником". И пыталась приобщить любимое чадо к прекрасному. Из журнала "Огонёк" вырывались страницы с иллюстрациями бессмертных творений Тициана, Ван Гога, Репина, Брюллова, Айвазовского и даже Петрова-Водкина....
А в том, что Дмитрий рисует лишь смешные мгновения жизни, и ничего другого, виноват он сам.
- Честно говоря, мне не очень хотелось любоваться работами гениев. Я в это время кромсал тайком на части кладезь советской сатиры и юмора журнал "Крокодил". Понравившиеся карикатуры складывал в папку. Перекрёстное журнальное воспитание закончилось тем, что послал в "Крокодил" несколько своих рисунков. Старания мои не оценили. Приговор был суров: слабовато с юмором.
- Любопытно, как сегодня оценили бы ваш юмор привередливые редакторы журнала. Но "Крокодила" давно нет. А рисующий юморист "Митя" есть. Скажите, вы тогда сильно обиделись на свой любимый журнал?
- Нет, не сильно. Конечно, мальчишеское самолюбие было задето. Но в детстве всё быстро забывается и прощается. Плохо, что рисовать почти перестал. Энтузиазм пропал. Что говорить о детях, если взрослые художники - это большие дети с большими амбициями. Им нужна постоянная подпитка для творчества. Доброе слово, похвала.
Не в деньгах счастье
18 лет назад практически все пермские газеты почти одновременно опубликовали карикатуры никому не известного художника. Пинок по месту, где пригрелись амбиции, был таким мощным, что Дмитрий Кононов набрал ускорение, которого хватило на долгие годы.
Отработав смену на заводе, он приходил домой, садился за стол и творил, творил, творил. Натворил столько карикатурных шедевров, что в 1990 году занял III место на международном конкурсе карикатуристов. И получил первую в своей жизни валютную премию в размере 10 тысяч бельгийских франков. В пересчёте на самую родную нам валюту - 300 долларов.
- Это сегодня я художник бывалый. Только во Францию на международный фестиваль газетных карикатур 8 раз слетал. А тогда премия в 300 долларов за карикатуру, да ещё с выездом за границу, показалась мне чем-то сверхъестественным.
- Вы победитель многих конкурсов, в том числе и международных. Недавно взяли гран-при в Анапе. Наверное, купаетесь не только в лучах славы, но и в деньгах?
- Ничего себе мнение о карикатуристах. Дипломов, медалей и памятных призов у меня, действительно, хватает. А вот денег не хватает постоянно. Из всех моих побед только две подкреплялись конвертами с деньгами. Суммы, кстати, небольшие. Все остальные - для души.
Сарказм для Саркази
На Западе карикатуристов сравнивают с паразитами, присосавшимися к телу политиков. Но при этом сами политики не спешат избавиться от "присосок". Одним словом, полная демократия.
В такой непредсказуемой стране, как Россия, кусать власть - дело весьма опасное. И всё-таки, пусть в урезанном виде, политическая карикатура просачивается через негласную цензуру.
- Когда я начинал работать, художников-карикатуристов было мало. Отпугивала цензура. Почти всю политическую карикатуру в газетах вырезали. Люди ушли в себя. Стали рисовать в стол. Сейчас в смешном виде можно изображать кого угодно. Хоть того же Путина.
- Неужели мы доросли до такого уровня демократии, что можно шутить над президентом и лидером правящей партии?
- Может быть. Но меня политика не интересует. Дружеские шаржи рисую. За последние два года выработал свой стиль. Раньше стеснялся рисовать шаржи. Они хоть и дружеские, но приходится вытаскивать на обозрение черты, которые не всем нравятся. Как ни странно, чаще просят поиздеваться над собой девушки. Мужики боятся увидеть свои особенности.
- На кого из пермских политиков, на твой взгляд, легче нарисовать дружеский шарж?
- Из известных личностей мне как художнику нравится мэр Перми Игорь Шубин. Не знаю, насколько он хороший политик, но лицо у него замечательное. Сияет постоянно. Улыбка хорошая. Кажется, что он добрый человек.
- А на российском уровне над кем из политиков ты бы поиздевался?
- Давайте лучше на уровне Франции. Я недавно нарисовал шарж на Николя Саркази. "Выцепил" его большие уши, причёску и наложил лицо на карту Франции. Всё остальное дело техники. Кстати, на международном фестивале во Франции шарж вызвал настоящий восторг у посетителей.
Художник с искривлённым взглядом
Художники находятся в постоянном процессе подглядывания за жизнью. Художники-карикатуристы подглядывают за жизнью через кривое стекло. Что-то царапают карандашом, и появляются картинки. Например, два дракончика, стоящие друг против друга. Один - с тремя головами и одной "штучкой" ниже пояса. Другой - с одной головой и тремя "штучками". И попробуй догадайся, о чём думают эти головы, глядя куда-то вниз. А ещё ниже - подпись "Митя".
- Мне кажется, что карикатурист - это художник с искривлённым взглядом. Увидеть необычное в обычном может далеко не каждый. Мы можем. За что и ценят. Поводом для творчества может стать брошенная кем-то фраза, ситуация в трамвае или магазине. Даже в бане. А дракончики - это уже классика. Моя фишка.
- На себя слабо накалякать шарж?
- Да запросто.
Смотрите также:
- «Люди, любите свободу!» Переводчик Толкиена – о России, Украине и цензуре →
- Вера Полозкова: «Творчество никогда не было для меня производством» →
- Джанго Эдвардс: «Пермские женщины красивые, но мрачные» →