Убить дракона: страх, стыд, жалость к себе

   
   

Судьба дважды била её наотмашь. Так сильно, будто стремилась навсегда убить всякое желание жить. Другой бы сломался, упал и никогда не поднялся. Но хрупкая девчонка из Перми отчаянно дралась за свою жизнь. И одержала победу.

В Рузанне Казарян чувствуется горячая южная кровь. Гордая осанка, по-восточному лебединый изгиб шеи, энергия, упорство - это от отца, уроженца солнечной Армении. От мамы-пермячки девочке передалась красота, северная рассудительность, мягкость и пронзительно синие глаза.

Молодые родители души не чаяли в своём ребёнке. Каждый видел в дочери черты, присущие только ему. Наверное, так и должно быть в счаст-ливой семье. Длилось счастье ровно 11 лет.

Приговорённая _

к полужизни

Играя у подружки, Рузанна вдруг почувствовала, как немеют пальцы правой руки. Испугавшись, девочка поспешила домой. Когда бежала через двор, ей показалось, что она летит, а не бежит. Посмотрела под ноги. Всё в порядке. Ноги на месте, земля тоже. Так почему же внизу пустота?

Хватило сил добраться до сильных отцовских рук. Сесть на его колени. И никогда уже не встать, не пойти, не побежать. Из здоровой, ничем не болеющей девчонки одиннадцатилетняя Рузанна превратилась в инвалида, парализованного загадочной болезнью. За окном плыл жаркий июль, шумели ребячьими голосами каникулы. Не её каникулы.

Врачи расписались в собственном бессилии. Год Рузанна училась жить. Заново дышать, говорить, сидеть. Родители постарели за этот год на 10 лет. Дочь объяснялась с ними глазами. Не было сил выдохнуть звук. Но вместе они выкарабкались из страшной пропасти отчаяния. Свыклись с недугом и вечным горем.

Кому было труднее? Физически, конечно, дочери. Глубину же душевных страданий измерить невозможно. До сих пор Рузанне снятся переполненные болью глаза мамы, осунувшееся и почерневшее от горя лицо отца. И снятся фантики от конфет, каждую из которых непослушные пальцы разворачивали по два часа. Пальцы тоже учились жить.

Второй раз судьба ударила почти через 14 лет. Она напомнила о трагедии с изощрённой жестокостью. Проведённое в марте обследование на томографе показало, что девочка стала инвалидом по незнанию и равнодушию медиков. Достаточно было одного укола с сосудорасширяющим лекарством, и те далёкие каникулы могли продолжиться. И не было бы инвалидной коляски, мучительно-бессонных ночей и обиды на весь белый свет. Пережить такое не пожелаешь и врагу.

Друзья

по духу

Угловатая девчонка в инвалидной коляске превратилась в красивую девушку. Золушка стала принцессой. Но это далеко не единственное волшебное превращение Рузанны Казарян. Например, она первая золотая медалистка первого в истории Израиля открытого чемпионата по спортивным и бальным танцам среди инвалидов. Она классный художник. А сегодня ещё и гость нашей редакции.

- Скажи, Рузанна, трудно было преодолеть комплекс отверженного жизнью человека?

- Очень трудно. Ведь я была совершенно здоровым ребёнком. Несчастье свалилось настолько внезапно, что разум отказывался верить. Пять лет я сидела дома. Боролась с недугом. На улицу не выходила вообще. Не могла преодолеть психологический барьер. Не хотела появиться во дворе, где росла, где меня все знали совсем другой - весёлой, неугомонной девчонкой, а не беспомощным инвалидом.

Внутри меня словно притаился трёхголовый дракон. Одна голова - страх перед мнением окружающих. Вторая - стыд за свою неполноценность. Третья - жалость к себе. И как убить этого дракона, я не знала.

- Но сегодня ты на затворницу абсолютно не похожа. Равно как и на комплексующую особу. Нашла какой-то чудодейственный рецепт?

- Нашла чудесных друзей. И это друзья не по несчастью, не по инвалидности, а по духу. У каждого из них столько желания жить, что позавидовать им могут многие совершенно здоровые люди.

Лет семь назад меня пригласили на праздник. Там выступал и танцевальный ансамбль "Гротеск". Я увидела, как молодые люди в инвалидных колясках танцуют. Не катаются под музыку, а именно танцуют. Это потрясло. Было так красиво и в то же время настолько противоестественно, что мороз по коже пошёл.

Я познакомилась с ребятами, с их тренером Сашей Бушмакиным. Несмотря на то, что руки были очень слабые и плохо слушались, что ещё не умела толком сидеть в коляске, я сказала: "Возьмите меня к себе в группу". И меня взяли. Сегодня смело могу сказать, что и я не просто передвигаюсь по сцене на колёсах. Я танцую.

- А дракон?

- Победила его в честном бою.

Гротески реальной жизни

- Накануне 285-летия Перми Игорь Шубин провёл торжественный приём в честь спортивной элиты Прикамья. Было много красивых слов, грамот, подарков. Вы с коллегами из ансамбля "Гротеск" тоже удостоились чести быть на торжестве у пермского мэра. За какие заслуги?

- Наверное, за спортивные достижения, прославившие Пермский край.

- Какие, например?

- Мы с Алексеем Фотиным - моим партнёром - привезли с последнего чемпионата мира по спортивным и бальным танцам среди инвалидов две серебряные медали: за латиноамериканскую программу и европейскую. Две золотые медали завоевали на чемпионате России. И вообще ансамбль "Гротеск" и наша пара в частности, добивается неплохих результатов на соревнованиях европейского и мирового уровня. Объездили 15 стран.

В январе этого года мы с Алексеем взяли золото на первом открытом чемпионате Израиля. Вошли в историю как первые чемпионы.

- И как живётся спортивной элите с ограниченными возможностями?

- Россия не та страна, где думают и заботятся об инвалидах. В отличие от Израиля. Из-за множества бытовых и прочих трудностей возможности у многих из нас искусственно ограничены. Инвалиды словно отделены от государства. Такое ощущение, что мы не полноценные люди. А это не так. Общество меняется, становится гуманнее, но слишком медленно. Пока же, если приходит беда, мы спасаем себя сами.

- А ежегодные декады инвалидов?! А торжественные приёмы?! А подарки от градоначальника?! Разве это не внимание?

- А вы знаете о том, что в Перми инвалидов не пропускают на некоторые дискотеки и в вечерние клубы? Я много раз не смогла пройти так называемый "фэйс-контроль". Охранники хамят, мол, чего припёрлась, больная, настроение гостям портить? А ну, разворачивай свою "тачку".

Есть и скрытое хамство - чиновничье. Куда только я ни обращалась, чтобы сделали съезд с лоджии - пандус для коляски. Я живу на первом этаже и могла бы самостоятельно выходить из дома на прогулки, на тренировки. Но не тут-то было. Сплошные чиновничьи рогатки. Или обещанный автомобиль с ручным управлением. На права давно сдала, а машины как не было, так и нет. И, похоже, уже не будет.

Нет зависти _

   
   

к бегущему

- Грустно, конечно. И всё- таки, ты, больной человек, живёшь интереснее и насыщеннее многих здоровых. Грех жаловаться. Разве не так?

- Во-первых, я не больной человек. В отличие от многих, кто самостоятельно передвигается. Это моё нормальное состояние. То, что я обезножена, не мешает мне жить по- настоящему, а не подглядывать за жизнью в замочную скважину.

Во-вторых, я не жалуюсь. Давно прошло то время, когда я завидовала людям, идущим, бегущим или просто крепко стоящим на своих ногах. То есть практически всем. Теперь поняла, что человек - это не только здоровое и сильное тело. Это прежде всего его дух. Если хотите, его душа. А с этим у меня всё в порядке.

- Рузанна, ты по профессии художник. Где училась?

- Школьную программу прошла, не выходя из дома. Поступила в художественное училище N 65. Срок обучения там два года. Окончила его за четыре месяца. Способности к рисованию обнаружились, когда разрабатывала пальцы и пыталась срисовывать картинки, мультики. Спасибо моей приходящей учительнице по изо. Она помогла раскрыться, дала основы.

Прошла через многие курсы, связанные с изобразительным искусством. Освоила направление "батик" - роспись по ткани. Сейчас в основном этим и занимаюсь.

- Талантливый человек талантлив во всём. Награды твои художества имеют?

- Я лауреат международного конкурса "Филантроп". Он организован для того, чтобы раскрыть таланты среди инвалидов. Кстати, ансамбль "Гротеск" тоже стал лауреатом этого конкурса. Участвую в различных выставках.

- А личная жизнь?

- Молодые люди считают большой ответственностью связывать себя с человеком с ограниченными возможностями. Но я верю, что настоящее чувство не испугает моя "неходячесть".

Вячеслав БУРАКОВ

Фото семейного архива

Смотрите также: