Красивая легенда гласит: "...прослезились отшельники. Глядя на них, заплакали кусты и деревья. Да так обильно, что наполнили ручей влагой. Завертелось мельничное колесо. Из соседнего пермяцкого селения набежали посмотреть на диво шустрые пацанята. "Лысь-ва, - залопотали на своём языке. - Лысь-ва. Это означало - капли, падающие с хвойных ветвей после густого тумана. Лысьвой речку и назвали".
И пусть речек с ласковым названием "Лысьва" только в Пермском крае наберётся аж три, город такой - один!
Главное украшение уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры - величественный бог Саваоф, вырезанный крепостным Дмитрием Домниным, когда-то украшал пятиглавый храм Святой Троицы в Лысьве. "Колесо обозрения" (правда, второй год ржавеющее без движения), которое радужным ободком принарядило уникальный городской парк, вдохновило композитора Евгения Крылатова на песню "Крылатые качели". Именно в Лысьве Святослав Фёдоров придумал искусственный хрусталик. Чуть позже здесь же на городском стадионе начинал свою вратарскую карьеру Сергей Оборин, чьё имя, да простят меня Рахимов с Божовичем, ласкает слух болельщика "Амкара" до сих пор... Наконец, в Лысьву, будучи с гастролями в Перми, несмотря на жёсткий график, рванул без раздумий Юрий Никулин, когда узнал, что именно лысьвенский металлургический в годы войны производил солдатскую каску. Разве могла дружная команда "АиФ-Прикамье" и "ДАВ-Авто" проехать мимо? И пусть на час, но не заглянуть в сей дивный городок?
Среди исторических контрастов
Спустившись с Пьяной Горы (в дореволюционной Лысьве здесь был знатный кабак) по дороге с изгибом змеиным, мы выезжаем на дамбу. Справа синевой, спорящей с небесной, расплескался его величество Пруд. Слева за забором клокочет усмирённая водная стихия, и зачинается завод. Мы в городе металлургов.
Минута, и минуя вновь изогнутый змеёй подъём, оказываемся на пятачке исторических напластований. Вот батюшка Ленин, спиной повернувшись к дому графа Шувалова, взирает на взметнувшуюся ввысь единорогом заводскую трубу. Может, стыдно ему, что пьедестал украл из-под ног легендарного заводчика конца XIX-начала XX веков Павла Петровича Шувалова, вот и отвернулся? Обшарпанный же графский дом, в утробе которого хранятся ныне сэконд-хенд и компьютерный магазин, ждёт не дождётся своего звёздного часа - часа реставрации. Впрочем, отвернулся вождь мирового пролетариата и от исторического музея металлургов (как отвернулись и новые собственники "ЛМЗ" из Тольятти, передав его на городской баланс). Нет-нет, да и покосится вправо Ильич - на месте разрушенного в годы воинствующего атеизма Свято-Троицкого храма как укор-напоминание покоится деревянный крест, приютивший на своих плечах голубей. А за крестом - всё та же площадь Революции.
Все эпохи сошлись на пригорке и ведут неслышный разговор. О чём? Может, о грядущем "музейном квартале"? Таковой вскоре появится как раз на пятачке нагромождений исторических контекстов и пластов. Изначально проект "Музейный квартал" входил в программу "Возвращение Единорога". С ним Лысьва заявлялась на краевой конкурс "Центр культуры Пермского края-2008", но второй год подряд оплошала. Однако край решил раскошелиться на проект "Музейный квартал", призванный объединить под своей крышей более 30 (!) музеев района. Музей солдатской каски и отреставрированный особняк графа Шувалова - пожалуй, самые вкусные изюминки проекта, который, дай Бог, воплотится в жизнь. Мама, я скейтера люблю! Поднявшись на небольшую горку по улице Мира упираемся в красно-кирпичную цитадель города - Сбербанк, площадку перед которым облюбовали местные разнокалиберные экстремалы. Глядя на длинноволосых тинэйджеров в кепках набекрень, на скейтах полирующих бордюры, наша Любовь Соколова вспоминает интервью лысьвенского юнкора Татьяны Обориной. Восьмиклассница из второй школы в беседе со скейтером Славой Шуваевым выпытала всё, что смогла, о его увлечении. Даже то, что девушки как-то не очень охотно дружат со скейтбордистами. А вот Таня не боится дружить с ними. За что (и за материал отличный, конечно же) получает от "АиФ-Прикамье" награду - как лучший юнкор из Лысьвы, участвующий в нашем конкурсе в честь 30-летия "АиФ".
Из Лысьвы с любовью
Выбрав направление к нашему месту дислокации, останавливаемся у здания ТУЭС, где пополняем свои телефонные счета. Хотя программа пребывания в Лысьве недолгая, фурор своим появлением мы всё-таки производим. Под вечер мамы-папы с чадами спешат к фонтану на площади у дворца "Привода". За полчаса мы раздаём здесь 300 экземпляров нашего дайджеста. Устаём, вытираем со лба пот: под жарким солнцем мая не спасает даже прохлада фонтана. Но благо у нас в руках бутылки с живительной влагой "Минералика", мы опустошаем их одну за другой.
К сожалению лысьвенских автолюбителей, здесь тест-драйв не запланирован (к слову, по числу железных коней на душу населения Лысьва находится на третьем месте в России!). Около десятка водителей, завидев флаги "ДАВ-Авто" и надписи "тест-драйв" на капотах шикарных "Шевроле" и "Опеля", спешат к нам. Мы приглашаем их отправиться вместе с нами в Чусовой, на въезде в который нас уже дожидается пышный каравай...
Илья Пригожин
Фото Любови СОКОЛОВОЙ
Смотрите также:
- Каски на поток. Лысьвенское изделие продолжает спасать жизни бойцов →
- Почему Никулин приехал в Лысьву? →
- «Внимание: слушайте, потомки!» →