"Икона отражает ваше тепло..."

   
   

В ИКОНОПИСНОЙ мастерской возле Свято-Троицкого мужского монастыря нас встретил Владимир Ламанов, мастер-самоучка, написавший не один десяток икон для церквей и соборов Перми.

В искусство иконописи он пришёл больше тридцати лет назад. Сегодня Владимир Геннадьевич, юрист по образованию и иконописец по призванию, - гость редакции.

- Что такое работа иконописца в наши дни?

- То же самое, что и всегда. Технологии почти те же, манера, стиль, то, как мы пишем, - практически никакой разницы нет. Работаем минеральными красками, которые делаем иногда сами. Так же, как в Средневековье, краски растираются, добавляется вода, получается эмульсия. В отличие от тех, что продают готовыми, они дают естественный цвет и более устойчивы. Если взять академическую живопись, увидим: то, что написано в XIX веке, уже рискует осыпаться. Мы используем и тонкие пластины сусального золота - для покрытия деталей. Сейчас много разных технологий, даже купола покрывают искусственным золотом. Но в иконах - настоящее.

Нарисовал на стене...

- ПОЧЕМУ пишутся новые иконы?

- Было время, когда иконы уничтожали. Сейчас восстанавливаются, строятся храмы... Мне очень приятно работать в старых традициях, тех, что сложились до Никоновской реформы. После неё пошёл уже кич, влияние академического письма, красивые картинки под влиянием Европы, которые не соответствуют канонам Православной церкви. Молиться на лик, который с кого-то рисовали, неправильно. Своеобразие иконы как раз заключается в том, что хоть там и понятно, что это за человек, но в то же время это не должен быть живой лик. Работать надо по старым канонам. В Свердловске много хороших мастерских, в Москве бум иконописный. Мне очень приятно, что в Перми усилиями отца Варфоломея это искусство тоже развивается.

- Какой посыл несёт икона? Меняется ли он со временем, со сменой эпох?

- Тот, кто верует, кто молится, тот и создаёт посыл. Говорят же, что "икона намолена", передаётся из поколения в поколение в семье... Она более ценная, даже если выглядит совсем простой с художественной точки зрения. Когда люди на неё смотрят, обращаются со своей молитвой, со своей просьбой, то они как бы передают ей частицу своего тепла. Это отражение тепла, отражение веры и есть посыл иконы.

- Вы ведь самоучка, как вы вообще пришли в это искусство?

- Давно это было - в 1974 го-ду, при владыке Николае. Мой друг тогда проводку в храме делал - в Слудской церкви. Он мне и сказал: "Ты же рисуешь неплохо? А в храме надо архангелов подрисовать". На вратах - Южных и Северных - на фанере были нарисованы в академическом стиле архангелы. Там грунтовка отошла. Я и взял их домой. И нарисовал заново. Мне, конечно, заплатили денежки. Но не только этим "взяли". Отец Николай показал коллекцию икон. Вот после этого я "заболел" иконой. Батюшка меня благословил... А мне-то было тогда (смеётся.) совсем немного лет.

- То есть в такое нетерпимое к иконописному искусству время...

- Я родился вообще-то в семье не очень

верующей. Хотя мать по-своему верила. А общество как раз было совсем не религиозным. Были только Слудская церковь и Всех Святых. А сам я относился к иконописи исключительно как к искусству. Мне это, понимаете, очень нравилось. И только потом, с приобретением жизненного опыта, когда уже промчались годы, я пришёл к вере.

"За" и "против" массового производства

- ВЫ ДАВНО работаете в этой мастерской?

- Два... нет, уже почти три года. До этого работал дома. О существовании этой мастерской даже не знал. Просто случай привёл сюда. Тут единомышленники. Раньше-то я просто с художниками общался. А тут (смёется.) нашёл на старости лет пристанище. Мастерская относится к Свято-троицкому Великопермскому собору. Когда его восстанавливали, неподалёку в частном доме была открыта мастерская, там работали и обучались художники-иконописцы.

- А существуют ли выставки предметов церковного искусства?

- Бывают. Ежегодно в конце лета... В Перми на днях прошла "Православная Русь- 2008", там выставляются практически со всей России иконописные мастерские. Из Великого Новгорода, Ярославля, Москвы... Но там нет авторских икон. Как бы это объяснить... Ну вот возьмём Палех... Это же промысел. И производство этих вот шкатулочек поставлено на поток. А в потоке убивается творчество. Есть отличие авторской вещи и произведённой серийно. Я же пишу иконы авторские. Если даже надо написать одинаковые по содержанию, я не делаю "чистую" копию, делаю их различающимися в деталях.

- То есть иконопись не избежала коммерциализации?

- Именно! С другой стороны, мало кто может позволить себе уникальную авторскую икону. Но может приобрести "штамповку". Массовое производство делает предметы культа более доступными для обывателей. Поэтому люди приобретают даже репродукции, наклеенные на доски, ставят дома.

- А потом уже "намолят"?

- Да. Мы ведь уже говорили, что ценность иконы для молитвы совсем не связана с художественной её ценностью.

Дороги к храму

- Можно ли сказать, что складывается или сложилась пермская школа иконописи?

- Когда говорят о "школах" в ключе "ярославская" или "строгановская" школа... то, думаю, в применении к иконописи это неверно, так нельзя. Всё же это искусство развивается по строгим достаточно канонам. Но. Вот когда произошёл раскол Православной церкви, то старообрядцы побежали на Урал и далее - в Сибирь. Затем земли эти были отданы графу Строганову. А он, один из первых Строгановых на Урале, был старообрядец, хоть и не афишировалось это, ведь государственная религия осуждала, на старообрядчество было гонение. Так вот, а кто бежал-то? Именно верующие люди. Среди них - мастера-иконописцы. И писали они по образу и подобию того, как писали их отцы и деды. Поэтому, под такой своеобразной "крышей", в виде графа Строганова, они сохранили много старообрядческого в иконописи.

Говорить о каких-то определённых школах нельзя, но всё же - влияние старообрядчества в уральском иконописном искусстве есть до сих пор. Но иконописец, как и свет-ский художник, - это индивидуальность. Даже в таком строгом искусстве, как церковное, нельзя индивидуальность исключить... Можно говорить о том, что на определённого иконописца влияет та или иная школа. Но что в Перми создалась своя - нет, нельзя.

- КАКИМ вам видится будущее искусства иконописи?

- Есть училище Стефана Великопермского. Есть люди, которые идут туда учиться. Многие с большим желанием учатся иконописи. Не все станут большими мастерами, но... будет даже некоторый переизбыток иконописцев. А это означает удешевление предметов искусства. Причём достаточно качественных. Икона, красивая, живописная, станет более доступной.

Фото Любови ИЗГАГИНОЙ

Смотрите также: