власть принадлежит детям

   
   

11 сентября в школах Прикамья прошёл третий в истории края парламентский урок. В роли педагогов и консультантов выступили депутаты Законодательного собрания Перм-ского края.

Власть пошла в народ. Вернее, власть пошла в детство. И умудрённые жизнью, подкованные в политических вопросах законодатели в этот день сами немного стали детьми.

Школяры же, наоборот, с удовольствием превратились во взрослых. Они с лёгкостью освоили и "присвоили" себе одно из основных граждан-ских прав - выбирать и быть избранным во власть. Похоже, что это право пришлось им по вкусу.

Форму участия в парламентском уроке каждый из депутатов определял сам. Одни ограничились часовой лекцией. Кто-то превратил парламентский урок в короткий вечер вопросов и ответов.

Спикер краевого парламента Николай Девяткин вы-брал оптимальную форму обучения - игру. При этом использовал свой учительский день по максимуму, проведя не один, а три урока в школах города Осы.

Кто-то же должен делать хорошее

Шестиклассникам из школы N1 не надо было представлять гостя. Николая Девяткина здесь знают в лицо. И не беда, что они долго не могли сформулировать статус своего известного земляка.

Двенадцатилетним мальчишкам и девчонкам это прос-тительно. До настоящих выборов в органы власти им ещё расти и расти. Но уже сегодня они точно знают, что выборы нужны. На вопрос, почему, ребята выдали несколько версий.

- Кто-то же должен делать хорошее для своего района.

- На выборах мы выбираем человека, который нам помогает.

- Чтобы эти люди навёли порядок в стране.

Ну, кто после этого скажет, что школяры неправильно назвали причины, по которым выборы в те или иные органы власти необходимы. Ведь большинство взрослых думают точно так же.

А урок-игра продолжался. Класс превратился в Цветочный город, жители которого устали от постоянных бед и несчастий. И шестиклассникам предстояло выяснить, почему же так не везёт коротышкам.

Выборы в Цветочном городе

Удивительно быстро все сошлись на том, что в городе нет власти и нет законов. Поэтому и такое невезение. Значит, нужны выборы. Нужен человек, способный навести в городе порядок. Но для начала школяры решили выяснить, что же такое выборы.

Юная избирательница Марина Ескина уверена, что это процедура, во время которой избирается человек, цитирую, способный этим всем городком как бы владеть. Он смог бы придумывать законы. Он лучше всех. Он достойный. Он талантливый. И вообще, посчитали школяры, выборы - это главное событие города, области или страны. Выберем хорошего человека - всё у нас будет хорошо. Выберем плохого - будет плохо.

Логично. Всё - как в жизни. Оставалось выяснить, кто может стать депутатом и как это сделать. Настоящим откровением для учеников стало то, что депутатом может стать каждый житель России после достижения им 18 лет. "А как же быть с тем, - недоумевали ребята, - что депутат должен быть особенным человеком? Он должен достичь уважения народа. Только тогда народ проголосует за него".

По мнению ребят, ужасно симпатичный коротышка Незнайка не годится в депутаты. Другое дело - Знайка. От него пользы городу будет намного больше. Он умный и всё знает. Или доктор Пилюлькин. Он хотя бы людей будет лечить. А чем плох Пончик? Глядишь, и накормит всех коротышек. Вам это, уважаемые читатели, ничего не напоминает?

Красивые и умные

Запутавшись в сказочных кандидатах, ребята решили сами поучаствовать в выборах депутатов Цветочного города. Класс разделился на пять округов. Штабы набросали предвыборные программы своих кандидатов в депутаты.

Дальше всё было почти как у взрослых. Доверенные лица представили своих кандидатов. Каждый из них начинал свою речь с фразы: "Мой кандидат красивый". Взрослые в этом плане постеснительнее. И только потом одноклассники перечисляли такие качества, как умный, спортивный, активный, всегда поможет товарищу... Кандидаты, в свою очередь, не скупились на обещания сделать жизнь в городе лучше.

После тайного голосования счётная комиссия подвела итоги и определила тройку победителей. Сказочные коротышки отныне могут спать спокойно. В Цветочном городе есть своя власть.

Это был первый парламент-ский урок. Подводя его итоги, Николай Андреевич пошутил:

- Всё - как на настоящих выборах. Даже обещания. Их было так много. А за все свои обещания вам придётся отвечать перед своими избирателями. Поэтому, на будущее, оценивайте свои возможности, чтобы не пришлось краснеть перед людьми.

А в остальном - полный порядок. Остаётся только порадоваться за школьников. Соблюдены регламент и процедурные вопросы. Единственное, чего не было на этих выборах, так это чёрного пиара. Неплохо было бы взрослым перенять этот опыт у детей.

Вырастем, будем голосовать

Второй парламентский урок проходил в седьмом классе школы N2. На этот раз он напоминал игру "Что? Где? Когда?" Вопросы были не из лёгких. Например: что такое парламент?

Не каждый взрослый найдёт ответ. А тут семиклассники. Умные, конечно, продвинутые, но всё-таки дети. Общими усилиями они пришли к выводу, что парламент - это представительный орган власти. Утверждение спорное, хотя и близкое к истине. Подходит к депутатам уровня местного самоуправления, не занимающимся законотворческой деятельностью. А парламент краевого уровня, имеющий право писать региональные законы, называется законодательной властью.

Впрочем, в этой казуистике нередко путаются сами депутаты дум и земских собраний. Хорошо, что в классе оказался свой депутат.

Всего за один урок в игровой форме ребята расщёлкали довольно твёрдый орешек выборной терминологии. Не всей, конечно. А только в

части избирательного права. Но у них ещё всё впереди.

Подростки приоткрыли для себя двери в новый мир, заглянули в него и поняли, что от них в этом мире зависит очень многое. Что выборы - не пустая формальность, а способ участия в управлении государством. И можно быть уверенным - они обязательно воспользуются своим избирательным правом.

Именно об этом сказал Николай Девяткин, подводя итоги урока.

- По Конституции РФ власть принадлежит народу. Граждане России могут использовать эту власть напрямую, участвуя в опросах и референдумах. Второй способ управления - избирать представительную (законодательную) и исполнительную власть.

Отдавая свой голос тому или иному кандидату, вы передаёте свои полномочия управлять городом, районом, государством. Я бы очень хотел, чтобы вы это поняли. И напоминали своим родителям о необходимости ходить на выборы.

Кадеты рвутся во власть

В школе N3 урок превратился в выборы школьного муниципального образования. Вернее, в их генеральную репетицию.

В этой школе есть обычные классы и кадетские. В актовом зале, где собрались ученики 11-х классов, строгие мундиры выглядели на фоне привычных "цивильных" нарядов особенно торжественно.

Форма не только дисциплинирует. Она ещё и стимулирует. Все четыре кандидата оказались кадетами. Кто-то из ребят беззлобно пошутил: "Кадеты рвутся во власть".

Рвались во власть они по всем правилам выборного законодательства. Не без нарушений, конечно, но где вы видели выборы без нарушений. Так что спикер краевого парламента без работы не остался. После каждого выступления кандидатов Николай Девяткин "доставал" кадетов своими замечаниями.

- Вы намерены работать в школе, а рассуждаете о государственных и даже международных проблемах. Это говорит о том, что вы не совсем верно представляете свои полномочия. У каждого уровня власти они свои. Ваш уровень - это школьные вопросы. Это надо усвоить. Иначе можно попасть впросак...

Основная масса нарушений обнаружилась во время голосования. Не опечатанная урна для голосования, голосование без паспорта и т.д. Сказалось волнение членов избирательной комиссии.

На ошибках учатся. Этим ребятам в скором времени придётся выбирать и новый состав Законодательного собрания, и нового президента. И наверняка они обратят внимание на нарушения в настоящих выборах.

Что касается победителей, то в состав школьной думы прошли два кадета. И оба -представители сильного пола. Это тоже отголосок нашей современной политической жизни. В краевом парламенте этого созыва работает лишь одна женщина.

Фото автора

Смотрите также: