"Когда эпоха безлика, иллюстрации с персоналиями выглядят нонсенсом"

   
   

НА ВЫСТАВКЕ художника в Перми, посвящённой 30-летию "АиФ", ко мне подошёл один из наших подписчиков и сказал: "Мне очень нравятся картины вашего Коллажа Дорофеева. Но я ничего не знаю о нём. Напишите!"

ЭТО НЕ выдумка: многие наши читатели именно так и называют главного художника "Аргументов", автора острых и остроумных коллажей на первой полосе федерального издания. Сегодня, по вашим многочисленным просьбам, он - гость номера.

Коллаж требует парадокса

- АНДРЕЙ, журналистка Полина Иванушкина, которая ведёт в "АиФ" рубрику "Доброе сердце", рассказывала, что она после сбора материала, бесед с людьми не садится писать, пока в голове у неё не раздастся такой особый щелчок. А у вас как?

- Вы спрашиваете о загадках творчества? У меня это бывает так: я "загружаю" в себя тему, она живёт во мне - и через какое-то время всплывает, такой своего рода конвейер. Разные варианты начинают в голове прокручиваться... Моя работа требует неожиданного решения, парадокса. Одной логикой ничего не решить. Бывает, даже во сне неожиданно идея возникает, как тему отразить... Так было с коллажем в одном из августовских номеров, где в виде мадонны изображена Кондолиза Райз, которая кормит грудью Михаила Саакашвили.

- А темы: они редакционные или ваши?

- Темы очень часто совпадают. Это естественно. Мы берём актуальные темы, о которых размышляют все думающие граждане России. Я выбираю одну-две главные - и делаю обложку.

Когда в 90-х годах прошлого века я пришёл в "Аиф", мне сказали: "Сделай какие-нибудь три темы, а дальше мы посмотрим..." Ну и посмотрели: я сделал карикатуру в виде коллажа. Я ведь раньше занимался карикатурой.

- Помните ли вы тему самой первой обложки?

- Самая первая моя "публикация" в "АиФ" - Венера Милосская, прикрывающаяся рублём. А вокруг - пустые прилавки...

Вторая тема - наука и хозрасчёт. Помните, как было? Крупное космическое предприятие, делавшее ракеты, например, переходит на производство лыжных палок... Я изобразил космонавта. Головой он в космосе, а на ногах - лапти, и стоит он на полуразрушенной земле, вокруг всё разваливается. Тут я тоже от карикатуры пошёл. А карикатура всегда иронична.

- Ваши коллажи очень острые. Вы не боитесь?

- Нет. Я говорю иносказательно и без личных оскорблений.

- Можно ли назвать вас родителем газетного коллажа?

- Может быть. Тогда коллажа в том виде, в котором он сейчас, не было. Был, скорее, фотомонтаж.

- Но ведь это необычайно сложно - двадцать лет подряд в каждый номер делать оригинальный коллаж... А ведь времени "на подумать" нет совсем!

- Я втянулся. Потребность такая. Зарядка мозга. Это как у спортсмена... Думаю я в выходные: пару дней. Тему придумаю, как это сделать. Если не получается, беру другую тему. А то, что надо всё делать оперативно, - это кайф! Выброс адреналина. Это как наркотик. Привык. Без этого не могу.

Пушкин в пермских родственниках

- НО отдыхать куда-то всё-таки ездите?

- На море, в Крым. Кстати, мой дед оттуда родом, он был художником-маринистом, писал виды Крыма. А мама моей жены Оли, между прочим, родом из Перми, мой тесть - военный, он окончил ваше Высшее военное командно-инженерное училище. Оля всё детство провела в Перми.

- А вы у нас были когда-нибудь? Откуда вы родом?

- В Перми не был. Я москвич, окончил с отличием Московский авиационный институт, факультет летательных аппаратов, сейчас это аэрокосмический. Да, а ещё у нас в Перми есть родственник, Александр Сергеевич Пушкин.

- ?..

- Вы можете о нём написать. И он, и его папа - очень интересные люди, телефон я дам.

- Когда вы начали рисовать?

- Рисовал я со школы, где, к слову, мои карикатуры не слишком жаловали. После института попробовал делать шаржи... Карикатура - хобби, в клуб карикатуристов "Московского комсомольца" меня привёл главный художник "МК" Валерий Хаханов.

- Андрей, вы делали новый макет газеты, и предыдущий макет был тоже ваш. Какой стиль оформления сейчас преобладает?

- Плакатный стиль был в 90-х, своего рода "окна РОСТа". Сейчас стиль оформления умеренный, можно сказать, офисный, связанный с развитием общества, с появлением среднего класса.

Помните, в девяностых годах был такой журнал "Птюч"? Тогда модернистские веяния были вызовом обществу. А с постсоциалистического периода появился прозападный современный рафинированный и унифицированный стиль.

- Почему для коллажей вы чаще всего используете сюжеты классической живописи?

- Потому, что у читателя-зрителя возникает определённый ассоциативный ряд. Люблю использовать картины наших передвижников. Особенно "Три богатыря". Вот один из сюжетов: стоят два богатыря, а рядом - наш худенький заморённый призывник. Или ещё. Стоят три богатыря, а между каждым из них - граница. И все границы разные.

Стабильность - без героев

- КТО становится героем ваших работ?

- Раньше наиболее интересными были, например, Сосковец, Черномырдин, Ельцин... Но это уже другая эпоха.

По Чубайсу у меня была целая серия - вот, например, веерное отключение электричества... Его кресло оказалось электрическим. Каждому - свой счётчик!

Когда людям нравится, когда иллюстрация удачная - ощущаю прилив творчества. Вообще же хорош тот коллаж, который после публикации ещё долго остаётся актуальным.

- Судя по юбилейной вы-ставке, таких немало. А карикатурой сейчас занимаетесь?

- Сейчас - нет. В коллаже, на мой взгляд, больше и трагедии, и драмы, ярче гамма эмоций.

- Я заметила, что сейчас в ваших работах стало меньше личностей, персоналий...

- Возвращается эпоха "стабильности", нет прежней яркости. А когда эпоха становится безликой, иллюстрации с персоналиями выглядят нонсенсом.

личное дело

АНДРЕЙ ДОРОФЕЕВ пришёл в журналистику в 1987 году на волне перестройки, когда требовались смелый, новаторский взгляд и новое переосмысление нашей истории. Сотрудничая со многими изданиями как художник-карикатурист, он становится в 1988 году лауреатом клуба карикатуристов газеты "Московский комсомолец", и в следующем году получает Большую поощрительную премию выставки карикатуристов СССР.

Обложки "АиФ", выполненные им в необычной манере, содержащие осмысленные идеи, создали фирменный стиль "АиФ", уже многие годы являющийся визитной карточкой издания.

В 2001 году серия его обложек заняла первое место среди газетных и информационных изданий в ежегодном конкурсе "Обложка года". В 2003 году одна из работ отмечена специальным призом "Поющая обложка". В 2006 году за актуальность тем - приз на международной выставке иронического искусства "Золотой Лукич".

Автор выпустил три сборника своих работ, провёл несколько персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Франкфурте-на-Майне, в малых городах России. На многих он присутствовал лично.

Фото автора

Работы Андрея Дорофеева ищите на сайте www.bestcollage.ru

Смотрите также: