Дар музею. Дом Дягилева поделился аудиовоспоминанием балерины об импресарио

Запись разговора с балериной, танцевавшей в «Русском балете» Дягилева, сохранилась на кассете в мемориальном музее импресарио. © / Неизвестный Дягилев

В Перми находится единственный в России мемориальный музей Сергея Дягилева. В нём хранятся вещи и документы, связанные с жизнью и деятельностью великого импресарио. За появлением каждого экспоната в музее стоит целая история. Особого внимания заслуживает оригинал фотографии, на котором изображён Сергей Дягилев и Жан Кокто. Как снимок оказался в Перми? Читайте в perm.aif.ru.

   
   

«Тараканова, не прячтесь!»

Одним из самых ценных экспонатов музейной экспозиции «Дома Дягилева» является фотография импресарио с Жаном Кокто (французским писателем, поэтом, драматургом, художником, сценаристом и кинорежиссёром) в Париже на премьере «Голубого экспресса». Показ одноактного балета состоялся 20 июня 1924 в театре на Елисейских полях. Подлинник этого растиражированного снимка в дар музею передала балерина Нина Тараканова (1911 – 1994 гг.).

Фотография, подаренная «Дому Дягилева» балериной Ниной Таракановой. Фото: Неизвестный Дягилев

Сегодня найти информацию об артистке непросто. Но благодаря фонду «Дом Дягилева» можно восстановить некоторые факты её биографии – запись разговора с Ниной Таракановой сохранилась на кассете в музее.

Балерина родилась в России, в 20-ых годах крёстная мама вывезла её в Париж. Воспитывалась она во французском лицее и занималась в Нестеровской балетной школе. В 1929 году, когда Нине Таракановой было 16 лет, её увидел Серж Лифарь и пригласил в балет Дягилева.

«Я танцевала в самом последнем ряду кордебалета. У Дягилева мне было замечательно, хотя он сам особенно мной не интересовался. Я помню, что всегда перед спектаклем мы выходили в костюмах. Он сидел на первом ряду и смотрел, хорошо ли они сидят на нас, все ли пуговицы застёгнуты», – вспоминала в разговоре с одним из учителей школы № 11 (сегодня гимназии им. С.П. Дягилева) Нина Тараканова.

Во время встречи балерина призналась, что побаивалась Дягилева из-за форс-мажора, который как-то раз произошёл на сцене.

«В одном балете я должна была пройти на пуантах кругом балерины. И я шла медленно, так, что у меня начали спускаться штаны. И когда я была спиной перед публикой, то они соскользнули и упали, я споткнулась и упала. Публика начала хлопать и смеяться. Это был колоссальный успех. После этого я очень боялась Дягилева», – смеясь, рассказывала Нина Тараканова.

   
   
Балерина Нина Тараканова начала свою карьеру с балета Дягилева, о чём свидетельствует аудиозапись. Фото: Неизвестный Дягилев

Страх перед импресарио заставлял юную балерину прятаться от него. Но под конец сезона, когда Дягилев собрал всех артистов на сцене, ей всё-таки пришлось взглянуть в его глаза.

«Мы собрались на сцене, Дягилев сидел и каждому что-нибудь приятное говорил. Одной сказал: «Вы такая хорошенькая, хорошейте дальше», другим, кто плохо танцевал, он сделал маленький выговор. Я в это время, конечно, спряталась за какую-то декорацию и стояла дрожала, думала только о том, чтобы после моих штанов он обо мне забыл. Но он обратился ко мне: "Тараканова, не прячьтесь! Выходите. Ваши штанишки я вам прощаю, но не забуду"», – протяжно, словно воссоздавая тон Дягилева, рассказывала Нина Тараканова.

После Дягилева, балерина танцевала и у знаменитой Анны Павловой, но в разговоре с собеседником призналась, что после Дягилева ей было скучно.

«Когда Дягилев умер не было большого балета. Был балет у Анны Павловой. Она была чудной, просто изумительной. Но после Дягилева мне как-то скучно у неё было. Потому что у Дягилева всё время были новые балеты, нужно было, например, красить губы в голубой цвет. А тут был просто красивый, хорошенький, старомодный балетик. Не то. Не было ничего нового, азартного. Всё было слишком красиво», – сказала Нина Тараканова.

Фрагмент уникальной записи разговора с балериной, которая подарила мемориальному музею оригинал фотографии Сергея Дягилева и Жана Кокто, можно прослушать ниже.

А что ещё есть в музее?

Помимо уникального снимка Дягилева с Жаном Кокто и не менее ценных воспоминаний Нины Таракановой об импресарио, в мемориальном музее сохранились некоторые предметы мебели, которые, считается, стояли в семейном имении Дягилевых в Бикбарде. Как удалось найти их?

Как рассказали сотрудники музея, в 90-ых годах состоялась экспедиция в Бикбарду. Жители села принесли из своих домов деревянные стулья конца XIX – начала ХХ века, стол, этикетки вин и бутылки бикбардинского винокуренного завода. Теперь всё это бережно хранит фонд «Дом Дягилева».

Марки бикбардинского винокуренного завода Дягилевых. Фото: Неизвестный Дягилев

Кроме этого, в Дягилевской гимназии (где и находится музей) стоит памятник импресарио, автором которого является выдающийся скульптор Эрнст Неизвестный. Ради монументального творения высотой более четырёх метров и весом порядка шести тонн пришлось разбирать крышу и укреплять фундамент учебного заведения. Подробнее об этом экспонате читайте по ссылке.

Напомним, в 2022 году отмечается 150-летия со дня рождения великого импресарио. К этой дате «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по «Дому Дягилева» в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, а также увидеть редкие экспонаты мемориального музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».