Андрея Бильжо рассмешил памятник Пастернаку и напугал зоопарк

   
   

В день смеха, 1 апреля, известный «мозговед» и психиатр, карикатурист и ресторатор Андрей БИЛЬЖО порадовал пермяков открытием персональной выставки карикатур в художественной галерее.

Главная роль в них, разумеется, была уделена персонажу Петровичу. А накануне мастер-класс и встречу с поклонниками провёл сам автор.

Погостив чуть больше суток, карикатурист составил своё впечатление о городе и подметил такие детали, о которых даже коренные пермяки не догадывались.

- Ваша выставка в Пермской художественной галерее проходит не в рамках какого-то гастрольного тура. Почему же именно в Перми и именно сейчас?

- Я отозвался помочь жителям Перми, которые находятся в состоянии шока после трагедии в «Хромой лошади». И сделал самое простое, что мог, - выставку к 1 апреля. На ней представлено порядка 120 моих карикатур. Это не «гастроли», это прицельная выставка в городе Перми. И вся её корысть в том, чтобы увидеть этот город. Теперь он на слуху в определённых творческих кругах.

Голова как мясорубка

- Во время визита у вас появились идеи для новых карикатур?

- Сами по себе идеи у меня никогда не появляются. Я часто сравниваю свою голову с мясорубкой. Впечатления - как куски каких-то продуктов. Они перемалываются в моей голове и появляются в качестве каких-то полуфабрикатов, которые я обжариваю и подаю на стол в виде картинок, текстов. В моей голове сейчас много всего, но какой будет конечный продукт - не знаю. Может, это будут пельмени, может - котлеты, может - бифштекс. Может, они будут картофельные, морковные или из щуки - кто его знает?

- Что в Перми привелекло Ваше внимание?

- Я человек наблюдательный и много чего вижу. Могу сказать: мне очень понравилось то, что скрыто внутри города. Это краеведческий музей в Доме Мешкова. Музеи обычно бывают скучными: чучела животных, изъеденные молью, кругом пыль. А здесь - современный музей с отличной экспозицией! Фантастическая художественная галерея с деревянными скульптурами. Мне очень понравилась Дягилевская гимназия, балет Лионской оперы, музей современного искусства.

Но, как и в других городах, здесь ужасная современная архитектура, чудовищные большие дома с башенками кирпичными. Мне не понравилось, в каком состоянии находятся старые здания с каменным низом и деревянным верхним этажом. Оттуда нужно выселять людей. А строения привести в порядок, сохранить, законсервировать и не ломать ни одного дома! И тогда улицы Перми будут действительно улицами культурного центра, а не обшарпанными, грязными и разбитыми переулками. В общем, что-то понравилось, что-то расстроило, что-то рассмешило…

- Что рассмешило?

- Рассмешил памятник Пастернаку. Увидел на нём табличку: «Установлен в честь 80-летия пермской нефти». Мне показалась смешной вывеска с надписью: «Мир офисной мебели». Есть разные миры, и даже мир фанеры, в котором ещё как-то можно жить, но в мире офисной мебели существовать совсем не хочется.

Есть и страшные вещи. Например, вместо кладбища - зоопарк! Как-то страшновато. Мне кажется, нужно срочно куда-то перевозить зверей из этого места.

Разные Бильжо

- Вы в Перми всего второй день, но уже многое успели посмотреть. Часто ли вас узнавали во время ваших прогулок?

 - В программе «Итого» с Виктором Шендеровичем» я был «мозговедом», и меня многие до сих пор из-за этого на улицах узнают.  Для многих людей я состою из разных частей. Кто-то меня знает как карикатуриста, кто-то - как психиатра, кто-то - как телеведущего, кто-то - как аниматора, а кто-то - даже как ресторатора. Поэтому можно подумать, что это «разные Бильжо».

- Существует ли сейчас проект «нового Бильжо»?

- Да, выходит моя новая книга, которая называется «Записки пассажира. 24 вагона и 2 прицепа». Там много рисунков и рассказов.

- В ней вы выступаете в роли писателя?

- В том-то и дело, что при этом я не считаю себя ни писателем, ни журналистом, ни психиатром. Я просто Андрей Бильжо - свой среди чужих, чужой среди своих. Меня любят писатели, потому что я не называю себя таковым. Меня любят художники, потому что я не считаю себя художником. Меня любят музыканты, потому что я не считаю песни из альбома «Маленькие московские трагедии» серьёзными песнями. Это «как бы песни», «типа песни», «типа исполнение». Я живу, немножко ёрничая над собой и над окружающими.

- В таком случае, лестно ли было вам как карикатуристу, не считающему себя художником, провести выставку в художественной галерее?

- Я отношусь к этому с юмором. Да, я могу сказать с пафосом: «В соседнем зале висят картины Репина, Кустодиева, Николая Ге, а через стену - мои картины!» Но мне лестно другое: что выставка - в Перми, что на неё пришли люди, что они написали об этом отзывы, что мне было уделено столько внимания. А где выставка проходит - не важно.

- Вы уже встречались на мастер-классе с пермскими поклонниками. Как вы оцениваете пермскую публику?

- Одни были созвучны мне по мировоззрению, другие - нет. Например, в зале сидел молодой человек, который радовался тому, что упал самолёт польского президента, так как этот самолёт вражеский. Я как раз говорил о высказываниях подобных людей в сети Интернет, а он честно сказал: «Да, я такой». Я впервые в своей жизни увидел такого человека. Обычно они прячутся за «никами». А здесь - он сидел в центре зала, задавал вопросы. Вроде бы нормальный, обычный. Но его мироощущение мне настолько не близко, мне оно кажется чудовищным, уродливым и мерзким. У меня в карикатурах встречаются такие жестокие типы. На эту тему у меня довольно много картинок.

- То есть вы встретили одного из своих персонажей?

- Да. Я встретил человека, который так чувствует и так живёт.

ДОСЬЕ

Андрей БИЛЬЖО родился в 1953 году. Одновременно является карикатуристом, основателем ресторана-клуба «Петрович», членом Союза художников России, академиком Академии графического дизайна, владельцем сети ресторанов «Петрович» в Москве и других городах. По образованию - врач-психиатр. В течение десяти лет работал по специальности в Институте психиатрии. 14 апреля этого года впервые в жизни посетил Пермь с персональной выставкой карикатур, а также в рамках проекта «Пермский открытый университет», который реализуется при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.

Смотрите также: