ДОРОГАМИ ПАРМЫ: «Страшилки» чердынских церквей

Чердынский район можно смело назвать «Долиной церквей». Древние храмы здесь расположен почти в каждом селе. Правда, все они в разном состоянии: где-то действующие, где-то уже совсем руины. Завершает этого ансамбль Музей истории веры, который находится в самой Чердыни.

   
   

Ныроб

 Окраина этой долины совпадает с «краем земли», который (как «АиФ-Прикамье» уже говорил в прошлой статье из цикла «Дорогами Пармы») находится в посёлке Ныроб. Здесь, рядом с исправительными колониями, расположена одна из самых древних церквей в «долине». Это церковь Николая Чудотворца. Её возраст – 306 лет.

Фасад храма отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа. Внутри ещё сохранились фрески на каменных сводах. Но местные знают, что главная достопримечательность – это местные проповеди.

- Был недавно такой случай. Приехали паломники, верующие люди, и тут же стали испражняться под стены храма. Да какие же они истинные христиане после этого?! – негодует во время проповеди насельник Чердынского монастыря.

Даже монахи в Ныробе очень суровы – об этом туристов предупреждают сразу. Могут и обругать, если заметят в собеседнике хотя бы намёк на несоответствие православным нормам.

Когда мы купили в церкви свечи, бабушки подскочили и практически сорвали с наших рук перчатки – в храме так ходить не положено, проповедник увидит – заругает. Говорить с монахом желание сразу отпало, да и не особо он жалует туристов.

А между тем, церковь Николая Чудотворца в Ныробе – здание уникальное. Это едва ли не единственная столь древняя церковь, которая до сих пор остаётся действующей. Храм пятиглавый, каждый купол увенчан крестом. А в 200 метрах от церкви находится яма Романова. Эта святыня ещё старше – ей более 400 лет. В далёком 1600-м году яма стала тюрьмой для Михаила Романова - дяди будущего царя. Яма не имела никаких удобств, топилась по-чёрному. Там Михаил Никитич и скончался. Ситуация изменилась, когда к власти в России пришли Романовы. Над ямой поставили часовню (сначала деревянную, затем – каменную). В начале 20 века вокруг установили железную ограду с каменными столбами. Место памяти - ретроспектива политических режимов России: в период смуты появилась сама яма, в период Романовых она превратилась в место памяти, а в советское время – в парк отдыха. Сейчас к яме Романова вообще не подойти – на заборе висит замок.

Искор

Разумеется, в Искор туристы приезжают ради Искорского городища, а также памятников природы – Узкой и Широкой улочек. Но об этом позже. В этом селе нас интересует Рождественская церковь. По возрасту она моложе ныробской (ей 227 лет), однако она уже не работает. 

   
   

Забраться внутрь крайне сложно – на дверях опять замок. У жителей села нам удалось узнать местные страшилки.

- Говорят, что в окне храма часто видят женщину в белом. Проходит мимо человек, а она смотрит ему вслед, но выйти за пределы церкви не может. Откуда она там взялась – история умалчивает, - говорит местный житель Наталья Ведёрникова.

Церковь, действительно, выглядит очень уж устрашающе, однако никаких привидений нами обнаружено не было.

Камгорт

 В 15 километрах от предыдущего храма находится Введенская церковь села Камгорт. По сравнению со своими «сёстрами», она довольно молода – 1873 года постройки. Среди ближайших деревень известна тем, что в 1913 году в ней венчался Климент Ворошилов. 

Для нас же храм запомнился во многом благодаря тому, что он был первым и единственным, внутрь которого удалось попасть. Сначала мы долго не решались зайти, потому что весь пол был основательно удобрен навозом (по-видимому, церковь иногда использовали вместо хлева). А затем около получаса спорили, кто первым полезет в страшное отверстие в стене, где начиналась лестница на колокольню. Внутри было очень темно и пахло сыростью. Фонарик, разумеется, взять с собой никто не догадался. Наконец, доброволец нашёлся. Он смело шагнул в пугающую темноту, все пошли за ним… а спустя пару шагов уже вышли на хорошо освещённую площадку – мрачный тоннель закончился, не успев начаться.

Подняться на колокольню и взглянуть на парму с высоты птичьего полёта было нашей мечтой... Но предупреждаю сразу - не стоит так хорошо думать о русских православных храмах возрастом более 100 лет. Разумеется, первая же деревянная лестница оказалась гнилой. Пол под ногами подозрительно трещал. Лететь (в случае чего) было бы метра три-четыре до каменного основания церкви. Перспектива совсем нерадужная - пришлось вернуться на землю.

Вильгорт

Проезжаем всего 4 км и уже видим следующую церковь. Выглядит она намного лучше всех предыдущих. От местных жителей узнаём, что в храме до сих пор проходят службы.

Свято-Троицкая церковь интересна тем, что состоит из двух частей: белой – 1779 года постройки и коричневой – её достроили уже в начале 20 века.

 Мы долго гуляли в церковном дворе, пытаясь повторить удачный опыт с камгортской церковью, но – нет. Кругом навесные замки и решётки на окнах. Во дворе мы наткнулись на мёртвую ворону. Подумаешь, суеверия… Дальше – больше. Кругом было много плит, поставленных на могилах бывших настоятелей – настоящее кладбище в церковном дворе. В одной из них я с удивлением обнаружила лёд. И это при плюсовой температуре! Заморозков с утра не наблюдалось, поэтому кристально чистый лёд показался явлением странным. Однако и это не столько напугало, сколько удивило. Последней каплей «вильгортских» страшилок стали волосы на церковной ограде. Главный вход был перекрыт деревянной балкой, на которой и висел клок длинных чёрных волос.

  Из церковного двора мы выбежали, как ошпаренные. Обошли ограду снаружи, более страшных вещей нам не попадалось. Отдышались, успокоились - поехали дальше. 

Позднее краевед Владимир Гладышев рассказал, что странные события и ранее были связаны с этой церковью.

- В 70-е годы около колокольни летала шаровая молния. Она могла бы разрушить шпиль, однако почему-то пощадила его – покружила пару часов, после чего улетела, - говорит краевед.

Покча

Через 12 км путника ждёт ещё один храм – последний на пути в Чердынь. Это Благовещенская церковь 1785 года постройки. К сожалению, сейчас она полностью в руинах. 

Пожалуй, её можно было бы назвать самой доступной для туристов, однако смотреть там нечего – храм разрушен до основания.

Само село известно тем, что в течение нескольких лет (с 1472 по 1535 гг.) было столицей Перми Великой. Здесь устроил свою резиденцию Велико-Пермский князь Михаил после присоединения этих земель к Москве.

Сейчас былой столичности здесь не увидишь – обычное село. Разве что, рядом с деревянными домиками расположены каменные памятники архитектуры 17, 18 и 19 веков. Но много здесь не погуляешь – мы поехали дальше.

Чердынь. Музей истории веры

Музей, как полагается, расположен в храме 1784 года постройки. Здание довольно неплохо сохранилось. Идея открыть в нём мирское учреждение исходила от сотрудников Чердынского краеведческого музея и была поддержана главой местного самоуправления.

В экспозиции демонстрируются уникальные святые плащаницы, расшитые серебряными и золотыми нитями, мельчайшим бисером, серебряными нимбами с аметистом и горным хрусталем. Также имеются одеяния священнослужителей, иконы и другие реликвии. А на втором этаже восстановлен иконостас.

Музей является гармоничным завершением долины церквей в Чердынском районе. Финишной чертой он стал и для нашего путешествия.

Как добраться:

Автобусом «Пермь-Чердынь» (5 часов 45 минут в пути)

Где остановиться:

Гостиница «Северный Урал» (ул. Карла Либкнехта, 1а)

Гостиница «Ермак» (ул. Володарского, 14)

Гостиница «Старая пристань» (ул. Набережная, 2)

Что посетить:

Музей истории веры (г. Чердынь)

Благовещенская церковь (село Покча)

Свято-Троицкая церковь (село Вильгорт)

Введенская церковь (село Камгорт)

Рождественская церковь (село Искор)

Церковь Николая Чудотворца (село Ныроб)

Яма Михаила Романова (село Ныроб)

Очерк из данного цикла: Роковая любовь на Вишере