Майкл Найман: «Раньше я никогда не слышал о Перми»

   
   

Человек-сюрприз – таким запомнили пермяки Майкла Наймана. Встать и уйти со сцены во время представления для него – совсем не проблема. Есть какой-нибудь фрукт во время автограф-сессии, раскидывать по полу ноты, внезапно убежать в отель… Всё это в духе известного британского композитора.

Поэтому желание композитора заснять зрительный зал на видеокамеру уже мало кого удивило. Съёмки он намерен использовать затем для своего фильма «Найман с киноаппаратом». Это диалог маэстро с знаменитым режиссёром-документалистом Дзиггой Вертовым. Диалог двух мэтров, диалог двух поколений. Композитор постоянно дополняет фильм новыми кадрами. Кинолента была показана и в рамках фестиваля Майкла Наймана в Перми. После чего сразу началась творческая встреча композитора с поклонниками. Именно тогда Майкл внезапно и попросил пермяков одолжить ему камеру, чтобы прямо сейчас заснять зрительный зал. Он забыл, что находится в суровой Перми, где такая просьба вызывает подозрения. «Ага, подарить ему что ли?» - пробежался недовольный шепоток по залу. Ситуацию спас продюсер Александр Чепарухин, протянувший Найману свою видеотехнику.
Остаток концерта мистер Найман продолжал с увлечением снимать зрителей. Он пообещал, что эти лица увидит весь мир в продолжении его документального фильма.
- В какой момент пришла идея снимать зрителей?
- Прямо на сцене во время творческой встречи! Я почувствовал, что теряю очень важную возможность отснять кадры для своего фильма. Я понял, что в нём не хватает именно зрителя, сидящего в зале – а, между прочим, подобные кадры есть у Дзигги Вертова.
- Пермяки не смогли увидеть отснятые вами кадры. Хотелось бы все же узнать – сколько планов войдёт в фильм? 
- Пока точно не знаю. В киноленту точно войдёт порядка 4-5 кадров. По крупности пока не могу вам сказать. Но они определённо должны стать параллелью тем кадрам, которые есть у Дзигга Вертова.
-  Снимать зрителя в зрительном зале - это всё же приём другого очень известного режиссёра-документалиста Герца Франка. Он использовал это в фильме «Старше на 10 минут». Быть может, вы смогли бы устроить подобную взаимосвязь и с ним?
- С кем- с кем?
- Герц Франк, фильм «Старше на 10 минут».
- Эээ, нет. Никогда о таком не слышал.
Пермские проекты 
- Хорошо, а о городе Пермь вы вообще слышали до приезда?
- Нет, никогда не слышал о Перми. Узнал о нём шесть месяцев назад, когда Александр Чепарухин предложил мне поучаствовать в пермских проектах.
- А как вы относитесь к идее проведения вашего фестиваля в провинциальном городе?
- Мне кажется, это вполне симпатичное место для проведения такого фестиваля.
- Как вы оцениваете шансы Перми стать культурной столицей Европы?
- Мне сложно ответить на этот вопрос. У меня нет достаточной информации о вашем городе. Думаю, это вполне возможно. Но пока сложно определиться с критериями подобной оценки.
- Однако же вы будете принимать участие в пермских проектах. Написали пролог к опере «Дидона и Эней», которая будет представлена зрителям Пермского театра оперы и балета в феврале этого года. Как возникло такое сотрудничество?
- Идея возникла у Натальи Анастасьевой, режиссёра будущей постановки. Она ставила мою оперу в 2003 году. У неё всегда была идея сделать оперу об опере. «Дидона и Эней» - как раз реализация этой мысли. В ней будет открытая история о том, как впервые была поставлена знаменитая опера Генри Пёрселла в пансионате в Челси. Это история о мистических совпадениях, о пересечениях, о том, как рождается настоящая музыка.
- (интервью прерывает зритель, который задаёт свой вопрос) Очень понравилась ваша музыка: она и консервативная и своевременная. Я современную вообще не могу слушать. А вы?
- Я тоже не могу много слушать современную музыку.
Сомневающийся пермский зритель
Общение с пермскими поклонниками получилось у Наймана натянутым. Композитор ждал многочисленных комплиментов от зрителя, никогда не видевшего на своей площадке звезду такого масштаба. Но пермяки то ли в виду своей бестактности, то ли – наоборот – в виду привычки к концертам зарубежных исполнителей, его ожиданий не оправдали. Половина зала ушла ещё во время показа фильма, очень низко оценив его художественную ценность. Один из зрителей даже выразил свое неодобрение самому Найману:
- Я очень уважаю людей, делающих по-настоящему крутые вещи, которые больше никто не сможет повторить. В вашем фильме «Найман с киноаппаратом» я такого не увидел. Считаете ли вы, что сделали этим что-то крутое?
- Когда я показывал этот эксперимент в сентябре в Москве, я не думал, что сделал что-то крутое. Я думал, что предпринял отважный шаг и работа ещё не закончена. После этого я сделал ряд изменений и добавлений. Теперь могу сказать, что доволен своей частью. Доволен тем, что моя картина вправе стоять рядом с картиной Дзигги Вертова, который сделал произведение искусства.
После концерта Майкл поджидал зрителей на автограф-сессии и был удивлён, что пермяки не очень охотно раскупают диски и просят подписать их на память. Тогда, на сцене, Найман с видеоаппаратом хотел снять бесконечно влюбённого в него зрителя, но камера засняла лицо зрителя сомневающегося.

Смотрите также: