На его подготовку из городского бюджета было выделено 112,5 млн руб. Из них 82 млн - на оформление городского пространства, 18 млн - на афишные события.
Чиновники выразили уверенность, что фестиваль привлечёт более 1,5 млн зрителей, а экономический эффект от «Белых ночей» будет не ниже 172 млн рублей - такую сумму могут потратить в Перми туристы.
Но наплыва туристов в самопровозглашённую культурную столицу так и не случилось. Гостиницы и аэробусы показали обычную для этого времени года загруженность. На многих фестивальных площадках явно не хватало зрителей - не без помощи взбунтовавшейся вдруг погоды. К концу «горячего месяца» организаторы с гордостью выдавали в пять раз менее скромную (против расчётной) цифру зрителей, посетивших фестивальные площадки: 229 тысяч.
- Фестиваль «Белые ночи в Перми» - это 403 мероприятия самого разного формата, - говорит министр культуры Пермского края Николай НОВИЧКОВ. - Всё это каким-то чудом умещается в 26 фестивальных дней, в среднем по пятнадцать с половиной событий в день. Зачем мы гонимся за численностью? Во-первых, действительно есть амбиция сделать масштабное явление. А во-вторых, хотим, чтобы пермяки и гости нашего города привыкли к высокому темпу фестивальной жизни, чтобы это стало нормой.
Погоня за количеством не привела к желаемому качеству. За три недели до открытия оставалась туманной идеология фестиваля, не говоря уж о конкретике событий. Неутешительные итоги подготовительного периода «Белых ночей» озвучил сам Борис Мильграм:
- Несистемность, в связи с этим неуправляемость и неэффективность.
Слов нет, в рамках «Белых ночей» встречались действительно достойные, интересные события. Но стоимость билетов на них вызвала искреннее недоумение даже у мэра Перми. Билеты на представление «Лучшие маги мира», к примеру, стоили от 1,5 до 5 тысяч рублей.
К концу месяца город явно устал от грохочущей тяжёлым роком эспланады, от откровений «гениев» типа Децла и рэпера Сявы, от скандальных андеграундных выставок и, главное, от новых шедевральных уличных арт-объектов. Пресловутую букву «П» в виде лохматой табуретки, состоящей из распятых брёвен, остряки окрестили «Платьем для голого короля».
- Складывается такое впечатление, что заезжие варяги откровенно издеваются над пермяками и ждут, насколько у людей хватит терпения, - говорит председатель Пермского отделения Российского союза художников Равиль Исмагилов.
Терпение лопнуло. 30 июня творческая интеллигенция города выходит на митинг против траты бюджетных денег на «мыльные пузыри» надуманных, не нужных пермякам проектов. Против пошлости и безнравственности, выдаваемой за оригинальность. Против развращения молодёжи, против игры в культурную революцию.
Комментарий
Борис ЮХАНОВ, известный режиссёр театра и кино, создатель мастерской индивидуальной режессуры, один из создателей клуба параллельного кино «Сине Фантом»:
- Я приехал в Пермь и не знаю, радоваться мне или плакать кровавыми слезами. То, что я вижу, не поддаётся ни дегустации, ни диагнозу… Это такая Алиса в стране чудес, которая постоянно встречает только сумасшедших кроликов... Я не понимаю, как можно в один месяц провести пятьдесят фестивалей. Как это можно сделать и не впасть не просто в гипериллюзорные отношения с собой и действительностью, а как не оказаться мошенником. Это же страшная профанация!
Даже один фестиваль сделать очень трудно - это требует огромной профессиональной ответственности, четкости. А как смешать какую-то элитарную, кристаллизованную, требующую особой концептуальной дистанции и ясности художественную величину с цирком на площади так, чтобы это получилось правильно, и при этом не разогреть в людях ненависть к культуре? Я сюда ехал прикоснуться к чуду культуртехнологий. Но теперь, своими глазами посмотрев на всё, подозреваю, что это всё может оказаться чудом политтехнологий. Если да, тогда это что-то совсем другое и мерзкое. И опасное для этого города.
Смотрите также:
- Оголенный нерв. Пермский режиссер о несправедливости и культурной революции →
- Миссия выполнима. Наталия Шостина – о фестивале KAMWA и патриотизме →
- Паря над залом →