В этом году фестиваль, давно ставший брендом, известным далеко за пределами Перми, был юбилейным – десятым по счету. После четырех лет городской прописки он вновь вернулся в Хохловку. За три дня его духом, красками, эмоциями в музее «Хохловка» и в эколагере зарядились более 15 тыс. зрителей.
Пермь – не буква П
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: – Наталия, в одном из недавних интервью вы сказали, что KAMWA – проект идеологический. Не боитесь, что такое определение может кого-то отпугнуть?
Наталия Шостина: – Не надо путать идеологию с пропагандой. Идеология не есть плохо. Идеология – это смыслы. А в основе фестиваля KAMWA очень много смыслов, идей, связанных с Пермью, ее историей, современной культурой, духовной культурой. Наша идеология – развитие этих идей во времени.
– И когда за минувшее десятилетие находиться в таком потоке было сложнее всего?
Н. Ш.: – Что ни год, то испытание. (Смеется.) Но действительно в пограничном состоянии – будет KAMWA жить дальше или нет – мы были, когда бушевала культурная революция. Это связано с вхождением в пермское культурное пространство московского шоу-бизнеса, с глобализацией, лишающей человека его идентичности, и так далее.
– Сегодня культурная революция в крае практически сошла на нет, а ваш проект по-прежнему живет и развивается. Благодаря чему?
Н. Ш.: – Благодаря тому, в первую очередь, что он сделан в Перми. Это живой процесс, опирающийся на историю, традиционную культуру, на людей, которые нас окружают, на энергетику и силу этого места. Более того, миссия фестиваля во многом – это оздоровление ситуации после культурной революции. Ведь за время того эксперимента многие ценности пострадали, многое пермское оказалось принижено.
Общение важнее
– При том, что зарубежные артисты выступать в России сейчас нередко отказываются, главным гостем нынешнего фестиваля была украинская группа SunSay с Андреем Запорожцем. Как вам удалось заполучить их?
Н. Ш.: – Есть определенная процедура согласования участников, и мы не вступаем здесь в противоборство с системой. В прошлом году, например, нам не согласовали украинскую группу. Кроме того, чешский дуэт виолончелисток Tara Fuki (будучи хэдлайнером фестиваля) сам отказался участвовать в прошлом году из-за несогласия с политикой России. Так что риски существуют. Но SunSay – это современная, модная группа, известная во многих странах Европы. Наполовину украинская, наполовину российская – география проекта значится как Украина-Россия. Приглашая такую группу, мы понимали, что культурный мост возможен.
– Атмосфера единения, живого контакта вообще очень важна на подобных праздниках. Зрители, приезжая сюда, забывают, по-моему, даже о своих гаджетах, с которыми в обычной жизни многие просто неразлучны.
Н. Ш.: – Да, от современных телефонов, планшетов никуда нынче не деться. Кстати, в программе Этнокино на фестивале у нас тоже были новые гаджеты: этнофильмы все зрители смотрели в наушниках, где через FM-передатчик шел звук. Такой вот аттракцион для комфортного звукового восприятия. (Улыбается.)
А что касается живого контакта, то концерты и фестивали, в которых есть общение, живой звук, обмен энергией и эмоциями, всегда были и будут в тренде. Этого не заменят ни телевизор, ни Интернет. Знаете, не раз слышала на фестивале восклицания: как много вокруг красивых людей. Как много умных лиц. Как много прикольных детей и современных, активных стариков. Как много того, чего просто не замечаешь в городской суете…
Любовь к отеческим местам
– А что подпитывает вас в желании и умении создавать праздник?
Н. Ш.: – Люблю нашу уральскую природу. Люблю ездить по краю в крупные города и глухие деревни. Иногда бываю на национальных праздниках, которые еще проходят в деревнях и селах. Когда там начинают песни петь, в национальные игры играть, все село втягивается. Самое удивительное наблюдение: как молодые относятся при этом к старшим. В селах же на такие праздники собираются семьями, по 3-4 поколения. И когда одни играют, другие поют, третьи готовят, четвертые сидят на почетном месте, понимаешь: внутренний, родовой уклад – самый крепкий и ценный.
– Вот она, готовая программа патриотического воспитания, о котором так много говорят в последнее время!
Н. Ш.: – Может быть. Понятно ведь, что патриотическое воспитание – это не только антивоенная пропаганда. Это прежде всего обращение к себе, к месту, где ты живешь, к своим родным и близким, к предкам своим. И чем больше человек этим интересуется, тем тверже он стоит на земле, тем уважительнее относится к людям. Он никогда не будет их оскорблять, унижать, а тем более уничтожать.
Уверена, что Пермь достойна того, чтобы ее любили. Любили, а не стремились уехать куда-то в лучшее место. Чтобы о нас говорили не только как о провинции, где плохие дороги и низкая зарплата. Помимо вечных социальных проблем есть культура. Поэтому так важно развивать именно свое самобытное.