Пермь, 12 октября - АиФ-Прикамье. Размножающиеся балалайки, появляющиеся ниоткуда трёхметровые (!) матрёшки, и спрятанный за пазухой посох из берёзы. Такие колоритные фокусы уже несколько лет показывает на мировых сценах фокусник Валерий Бастраков. Несмотря на большую востребованность, маг и чародей покидать Пермь и родную филармонию не собирается.
Валерий Бастраков: - Я счастливый человек! Люблю путешествовать, и могу совмещать увлечение и работу. Правда, запланировал я объехать 70 стран мира, а пока вышло только 43 – во многих был уже не по разу. В Чехии, например, 26 раз, в Китае – 9. Недавно привёз из Китая новую идею для фокуса (Валерий Бастраков показывает висящую на стене детскую доску для рисования иероглифов - Авт.). Пока ещё не придумал, как её использовать, но она постоянно у меня на глазах, потом – раз! – и идея появится. На данный момент у меня уже 23 таких изобретения.
Фокусы не патентуют
«АиФ-Прикамье»: - А вы патентуете свои фокусы?
В.Б.: - Нет, не патентую. Это палка о двух концах. Во-первых, нужно за патент платить деньги. А зачем платить деньги за патент, если фокус ну очень трудно разгадать? Кроме того, есть хитрые фокусники, которые сидят в патентном бюро и читают запатентованные идеи и затем реализуют эти задумки у себя, не спрашивая хозяина. Допустим, изобрёл я фокус с размножающимися балалайками – до сих пор никто не смог повторить! Некоторые пытались, но не получилось – они не знают секрета. А если бы я его запатентовал, то они спокойно бы скопировали описание и все чертежи, и я бы ничего не смог сделать. Я сам «патентую» своеобразным способом – в этом году ездил в Лондон на Всемирный конгресс. И зафиксировал там, что этот фокус я показал первым. И если кто-то попытается повторить, то ему скажут, что это уже видели.
Фокус с крутящейся ручкой (см. видео - Авт.) – это тоже моё изобретение. Чтобы она крутилась, сначала я хотел сделать мотор в пробку. Привлёк к этому специалистов, они мучились-мучились, ничего не получилось. А потом оказалось очень просто – ручка закрутилась от одного взгляда! (смеётся) Это было чудо.
«АиФ-Прикамье»: - Кто-нибудь ещё, кроме вас, показывает именно русские народные фокусы?
В.Б.: - Нет. Есть украинский фокусник – у него колоритная изгородь на сцене в качестве декорации, в ходе фокуса появляются подсолнухи.
10 лет думал над фокусом
«АиФ-Прикамье»: - Как вы придумали фокус с размножением балалайки?
В.Б.: - Если честно, я лет 10 думал над ним. Не получалось. Задействовал несколько мастеров… У них тоже не выходило. И в один прекрасный момент я сам придумал, как это сделать. За несколько дней набросал, принёс мастерам, они сказали: «Да, хороший вариант». Я сам всё сделал, отдал художнику, тот мне расписал все балалайки. Трюк очень понравился зрителям. И с тех пор за границей меня знают как «Мистер мэджик балалайка».
В любом виде искусства уважают и ценят, когда что-то новое. И я стараюсь это делать. Последний номер – появление трёхметровых матрёшек. Практически все трюки – мои, кроме трансформации. Допустим, там есть фокус появления хлеба с солью на руках у девушки – никто в мире такого больше не делает. Появляются бублики из ниоткуда, появляется заварочный чайник - такого я больше ни у кого не видел.
«АиФ-Прикамье»: - Основная часть вашей публики это, наверное, это дети?
В.Б.: - Да, больше я работаю с детьми. Взрослых сложно привести на концерт. Но когда они приходят, тоже превращаются в детей. Кричат, хлопают в ладоши!
Где учат фокусников?
«АиФ-Прикамье»: - А вы сами в каком возрасте стали фокусником?
В.Б.: - В 10-м классе. Мне было уже 16 лет, а я только начал этим заниматься. У нас во Дворце открылся кружок фокусов. Я записался. Но спустя какое-то время преподаватель уехал, нас осталось 5 человек учащихся.
Случай на выступлении | |
---|---|
- Когда я только начинал работать, у меня был фокус «верёвочки с пиджаком». Я надевал ключи, кольца на верёвочки, брал у зрителя пиджак, завязывал это всё, потом все предметы доставал из-под пиджака, потом пиджак оказывался вне верёвочек. У нас был музыкальный ансамбль, который сопровождал номер. Музыканты сидели на сцене и каждый раз пытались разгадать этот фокус. До выступления брали верёвочки посмотреть, после тоже рассматривали. И однажды на сцене, в кульминационный момент, чувствую, что зритель как-то не так смеётся. Смотрю – барабанщик вышел из-за барабанов, сунул нос под пиджак и смотрит, что я там делаю. «Валя, на место!» - пришлось его выгнать обратно к оркестру. |
Тогда группу возглавил я, и мы продолжили занятия. Очень здорово помог Владимир Данилин. Он приезжал в Чусовой (где я на тот момент жил) с концертами раз в год. Тогда интернета не было, а по телевизору фокусы показывали редко. И я подходил к каждому фокуснику, приезжавшему в наш город, и начинал разговор о нашем деле. Данилин посоветовал мне поступить в ВТМИ – Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. И сказал, что лучший в мире преподаватель – это Михаил Харитонов. Но к нему была большая очередь из артистов, желающих у него обучаться. Но Данилин договорился – и нас с женой взяли без очереди, хотя полгода пришлось всё же подождать. Михаил Павлович сделал нам номер «Коробейник», придумал русские народные образы, как он сказал, это будет «русский заграничный номер». И практически сразу мы начали ездить за границу, получалось в среднем 3-4 страны в год. В те времена это было большой редкостью.
Династия фокусников
«АиФ-Прикамье»: - Вся ваша семья теперь занимается фокусами?
В.Б.: - Да. Например, у моего сына есть восточный номер, есть номер, где он изображает художника. И клоунада. Я ему сделал костюм клоуна-бочки. И когда он выходит на сцену, дети уже смеются, реагируют. Когда клоун вышел, а зал не смеётся – это плохо. Я много видел таких клоунов. Видимо, это особая энергетика, харизма, профессионализм клоуна – обращать на себя сразу внимание зала. Жена у меня тоже фокусник, до сих пор выступает. Скоро мы едем в Москву отмечать юбилей творческой деятельности (35 лет) с нашим первым номером «Коробейник».
Смотрите также:
- Евгений Князев: «Вы на меня не обиделись, господин Мессинг?» →
- Валерий Бастраков: "Дарить "витамин радости" - моя работа" →
- Маша Макарова: «Роль жертвы такая беспонтовая» →