Ильдар Маматов: «Детям надо показывать родные места, это воспитает из них патриотов»

Фото автора

   
   

«Иностранные туристы Прикамью не нужны. Сюда едут одни безумцы. И, как правило, они на всём экономят. Лучше нашим детям показывать родные места, это воспитает из них патриотов», - уверен Ильдар Маматов.

Авторы из глубинок 

В 80-е годы Пермь была известна на всю страну как город книжный. Пермское книжное издательство гремело и за рубежом. Первые лица обкома цитировали пермских поэтов. Здесь был построен один из современнейших в Советском Союзе издательских комплексов. В это время и начался книжный издательский путь Маматова. 

Он на себе прочувствовал, как с распадом СССР рушилась и пермская книжная империя. В Прикамье начали приходить столичные сети книжных магазинов. «Оккупанты» они и сейчас не пускают местных издателей и авторов, реализуя лишь своих. В лихие 90-е к нему в дверь стучались коллекторы, а по-простому - бандиты, требуя быстрее вернуть взятый в банке кредит на издание серии детских книг. Все деньги уходили на погашение долга, а когда в доме не было еды, семья наведывалась на обед к брату. Но даже тогда Ильдар не шёл на потребу рынка. Решение, публиковать рукопись или нет, принимал, ориентируясь исключительно на свой вкус. 

Талантливых поэтов и писателей Маматов выискивает в прикамских глубинках. Достаёт из десятилетий забвения уникальные рукописи. 

- Мне интересно общение с авторами, которым 50 лет и больше. Молодые ещё найдут дорогу, - так объясняет свой выбор издатель. - Как показывает опыт, люди талантливые - скромные, бессребреники. Они не заявляют громогласно о себе. Так, неожиданно я открыл в преподавателе математики самобытную писательницу. Валентина Овчинникова, её псевдоним Евдокия Турова, написала документальную книгу «Кержаки» о старообрядцах Оханского района. На удивление, книга моментально разошлась. Её заказывают даже за пределами страны.

Ильдар Маматов специализируется на неприбыльном направлении - выпуске краеведческой литературы и современной поэзии. А потом выпущенные книги, путеводители, открытки раздаривает библиотекам и школам. Убытки издательства гасит из других источников доходов. 

   
   

- Мне нравится эта деятельность. Опыт, знания, энергию я трансформирую в книги. Надеюсь, что после моего ухода останется то, что будет приносить пользу людям, - говорит издатель. 

Инерция сильна

«АиФ-Прикамье»: – В этом году вас номинировали на премию землячества за то, что вы много лет боретесь за создание благоприятного имиджа Прикамья. А знают ли Пермь за пределами края?

И.М.: – Эксперимент «Пермь - культурная столица Европы» можно как угодно обсуждать, но с точки зрения наслышанности о Перми он сработал. Будучи в разных городах страны и произнося «Пермь», я тут же получал отклик: «О, это «Белые ночи»! «Реальные пацаны». Смущает, конечно, что только так нас и знают сегодня. Всё, о чём три-четыре года шумела Пермь, вызывает интерес. 

За границей нас не знают. Разве что очень узкий пласт европейцев, занимающихся искусством и литературой. Им интересен пастернаковский Юрятин.

«АиФ-Прикамье»: – Наш край не вошёл в список перспективных туристических направлений, который опубликовал Ростуризм. Пермь туристам не интересна? 

И.М.: – Надо радоваться, что к нам не едут эти толпы! Сохранится некая дикость и первозданность. Взгляд на это у меня изменился после трёхнедельного тура по Мексике. При общении с жителями, возникало чувство, что они гости у себя на родине. США сделали Мексику своей туристической вотчиной. Коренное население стоит на дороге, танцует этнические танцы, а в глазах тоска и печаль. Надо ли нам такое количество иностранных гостей? Своих - да, надо. 

Есть предложения показывать прикамским детям наш край. Это воспитает в них чувство патриотизма. А иностранные туристы - зачем они нам нужны? Сюда безумцы едут. Они тратят небольшие деньги. До сих пор нет нормальных туалетов, гостиниц, мест, где можно быстро и вкусно покушать. Большие расстояния тоже усложняют весь процесс. Как, к примеру, делается за границей? Едешь-едешь, тебе показывают какое-то место, рассказывают историю, сказку, потом - следующее. У нас таких мест не меньше! Другое дело, что мы пока не научились это продавать. 

Пока у власти нет веры, что туризм может приносить деньги. Однако не надо ждать от администрации денег, указаний - эта дорога приведёт в тупик. Одесса мне в этом плане нравится. Там чёткое разделение: администрация следит за хозяйственной частью, а всё, что касается бурной культурной или спортивной жизни города, - в руках отдельных активистов, которые живут этим. У нас же сильна инерция: пока сверху не скажут, денег не дадут - ничего не делается.

Один за всех 

Хотя и в Прикамье есть яркие примеры, когда благодаря усилиям всего лишь одного человека о Перми узнали. Наш земляк Николай Серебренников, искусствовед, посвятил свою жизнь собранию и изучению пермской деревянной скульптуры. Он один сделал то, о чём сейчас все говорят. «Пермские боги» стали главным символом Пермского края. Вот такие ненормальные (в хорошем смысле) люди и являются стержнем. Они непростые, некомфортные для социума, потому что постоянно что-то просят, требуют - «поднимите глаза на небо, там звёзды, что вы под ноги всё время смотрите». 

Хороший пример самостоятельности - недавно прошедший в Куединском районе религиозный праздник Элен Вöсь. В Прикамье собрались люди из 40 деревень Татарстана, Башкортостана, Удмуртии. Сами, без государственных денег, без протянутой руки, организовали праздник. Каждая деревня выступала в национальных костюмах. Не было призывов голосовать за кого-то. Был свободный народ. Если у людей будет этот дух независимости, понимания, что просить не надо ни у кого, то всё двинется. 

Досье

Ильдар МАМАТОВ родился 3 августа 1962 г. в Осе в семье советского офицера и учительницы музыки. Через две недели после рождения уехал с родителями в ГДР и вернулся в Осу через 10 лет. Окончил романо-германское отделение филфака ПГНИУ. Издатель, путешественник, лауреат Пермского края в области культуры и искусства. Женат. Есть двое взрослых сыновей.

 

Смотрите также: