28, 29 и 30 мая Пермский театр оперы и балета представит два новых одноактных балета в одной программе: «Польский бал» и «Концерт № 5». Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».
Музыка в движении
После «Озорных песен», премьера которых состоялась в декабре 2020-го, новый главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Антон Пимонов готов предъявить очередную премьеру. «Концерт № 5» – это балет на музыку Концерта № 5 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.
Для Пимонова это уже четвёртое обращение к музыке Прокофьева. Причём предыдущий его балет на прокофьевскую музыку – «Скрипичный концерт № 2», поставленный в Мариинском театре и названный критиками «интеллектуально изысканной работой», – принёс хореографу в 2017 году «Золотую маску».
«Нынешняя постановка опять без нарратива. Многие меня за это ругают. Но мне как хореографу очень важно перенести гениальную музыку Сергея Сергеевича в танец, – пояснил на пресс-конференции Антон Пимонов. – Это позволяет показывать своё ощущение того или иного музыкального произведения, не отталкиваясь от литературного сюжета».
Выбор произведения на сей раз был долгим и скрупулёзным. По словам главного дирижёра Пермского оперного и музыкального руководителя постановки Артёма Абашева, он вспомнил едва ли не всё, что создано русскими композиторами и может быть интересно в смысле танца.
Когда журналисты поинтересовались у Абашева, дирижёра с пианистическим прошлым, не его ли они увидят за роялем, он буквально открестился от этой идеи. Хотя в тех же «Озорных песнях» Пимонова блестяще аккомпанировал именно он. Ну а в «Концерте № 5» солировать на фортепиано будут Наталья Шамарина и Алексей Сучков.
«Для меня это последний одноактный балет, которым я поставлю точку и перейду, наверное, уже к каким-то историям, – резюмировал Антон Пимонов. – Но мне важно было сделать этот балет в Перми, закольцевав и с Прокофьевым, и со всеми одноактными сочинениями».
Полонез, вальс, мазурка
«Польский бал» – так принято называть второй акт из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Композитор создал его как цельное произведение со своей музыкальной и сюжетной драматургией. Выбор «Польского бала» для премьеры в год 150-летия Пермского театра оперы и балета не случаен. Ведь со спектакля «Жизнь за царя» в ноябре 1870 года и началась история Пермской оперы.
Сейчас «Польский бал» будет идти у нас в редакции 1939-го года. Тогда оперу Глинки в обновлённом виде поставили сразу и в Большом театре, и в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Танцы польского бала для московского спектакля сочинил Ростислав Захаров, а для ленинградского – выдающиеся характерные танцовщики Сергей Корень и Андрей Лопухов.
«Хореографию Кореня–Лопухова переносит на пермскую сцену солистка Мариинского (Кировского) театра Елена Баженова. Она ещё застала её, когда пришла в театр. Так что знает об этих танцах не понаслышке. Очень хочется, чтобы в Перми артисты тоже могли танцевать этот шедевр», – сказал Антон Пимонов.
Действие второго акта «Жизни за царя» разворачивается в роскошном дворце польского короля Сигизмунда III, празднующего с соратниками предвкушаемую победу над русскими. Полонез, мазурка, краковяк, вальс – невероятная возможность проявить себя каждому танцовщику.
Художник-постановщик обеих балетных премьер – Альона Пикалова, художник по костюмам – Татьяна Ногинова.
Третьим спектаклем, входящим в программу майского вечера одноактных балетов, станет «Когда падал снег» в постановке Дагласа Ли. Мировая премьера этого балета, созданного специально к проекту «Зимние грёзы», состоялась в Перми больше шести лет назад. Но его магия, таинственность, гармония трогают до сих пор.