Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? Вряд ли. Энергичная и спокойная, ритмичная и текучая, как река, – она всегда с нами. Любимые мелодии пробуждают тёплые воспоминания, поднимают настроение, помогают в трудные времена.
В XIX в. в Перми жила семья Дягилевых, для которой музыка была неким объединяющим энергетическим центром. Они настолько любили её, что решили открыть всем горожанам этот волшебный мир. Любовь к музыке с детства впитывали младшие члены семьи. Среди них был и Серёжа Дягилев, который позже открыл русское искусство для всего мира.
Звуки фортепиано
Дягилевы были очень музыкальны: они прекрасно играли на инструментах и пели. Их дом в Перми на улице Сибирской называли Пермскими Афинами. Каждый четверг Дягилевы устраивали музыкальные вечера. Здесь выступали артисты, музыканты.
Елена Валерьяновна Дягилева, мачеха Сергея Павловича, в своих воспоминаниях невероятно нежно и поэтично писала о том, насколько семья любила музыку. Рассказывая о жизни Дягилевых в своём имении в Бикбарде, она описывала обычный семейный день: «Но вот из зала раздаются звуки фортепиано. Говор, крики, смех, движение замирают, всякий спешит к какому-нибудь месту, даже дети приближаются на цыпочках и осторожно садятся. Воцаряется тишина. Всё превращается в слух. Семья-музыкантша, в которой маленькие мальчики, гуляя, насвистывают квинтет Шумана или симфонию Бетховена, приступила к священнодействию».
Во многих благородных семействах того времени было принято музицировать дома, но Дягилевы решили поднять любовь к искусству на новый уровень. В 1874 г. Иван Павлович, дядя Сергея Дягилева, основал музыкальный кружок. Юрист, меценат и земский деятель, он получил образование в Санкт-Петербурге. В молодости он брал уроки у известных виолончелистов Карла Шуберта и Ивана Зейферта, учился у Антона Рубинштейна. Иван Павлович так любил музыку и настолько усердно занимался, что освоил несколько музыкальных инструментов. Он играл в камерных оркестрах и даже дирижировал оперными спектаклями в Перми. Известный исследователь жизни Сергея Дягилева Олег Брезгин писал, что благодаря усилиям Ивана Павловича в 1870 г. в тогда ещё деревянном здании пермского театра была впервые поставлена опера «Жизнь за царя», которую очень любили все Дягилевы.
Но вернёмся к музыкальному кружку. В Перми Иван Павлович быстро нашёл единомышленников, разделявших его увлечение и желание приобщать горожан к самым лучшим образцам классической музыки. Они стали собираться на репетиции у Дягилевых в доме на Сибирской и Большой Ямской. Первое выступление прошло летом 1874 г. Вместе с пермскими любителями музыки выступала прославленная оперная певица Императорских театров Дарья Леонова. Концерты продолжились и стали очень популярными. Это был успех!
Зал не вместил желающих
Во время выступлений члены кружка исполняли романсы, народные песни, арии, сцены из опер «Евгений Онегин», «Русалка», «Трубадур», «Эрнани». В программе была даже опера Глинки «Иван Сусанин». Для её исполнения порой привлекали профессиональных артистов. В концертах кружка принимали участие струнный квартет чиновника акцизного управления Михаила Норина, хоры учащихся мужской и женской гимназий под руководством Эдуарда Деннемарка.
Прошло совсем немного времени – и Ивану Павловичу пришлось поселиться в семейном имении в Бикбарде. Он уже не мог так часто посещать репетиции. И тогда ему на смену пришёл его родной брат Павел Павлович, отец Сергея Дягилева. Павел Павлович был ярким и очень талантливым человеком. Мы бы сейчас назвали его харизматичным. Этот красавец обладал прекрасными организаторскими способностями и к тому же у него был чудесный голос. Его супруга Елена Валерьяновна тоже была очень музыкальной – она пела и декламировала.
В концертах участвовал и выпускник миланской консерватории Эдуардо Кабелла, который приехал в Пермь с гастролями в театральный сезон 1882/83 г. Этот талантливый пианист и дирижёр сразу завоевал сердца пермяков и очень быстро присоединился к музыкальному кружку. В Перми Эдуард Стефанович (так его уважительно здесь звали) прожил девять лет. Он не только выступал, но и преподавал музыку, основав первую в городе музыкальную школу.
В 1880-х г. музыкальный кружок стал принимать участие в городских благотворительных концертах. Первый прошёл 22 ноября 1880 г. в зале Благородного собрания. На репетиции хора порой собиралось до 80 человек. Вот что писала газета «Пермские губернские ведомости» в 1882 г. об одном из таких концертов: «Состоявшийся 7 марта в здании мужской гимназии духовный концерт любителей в пользу воспитанников и воспитанниц пермских гимназий имел огромный успех. Желающих слушать его было более, чем мог вместить зал. Вся программа была исполнена превосходно. Участвовавших в хорах было до 115 человек, и в числе их – воспитанницы женской гимназии. Хорами управляли регент архиерейского хора о. Иоанн Никитин и П. П. Дягилев. Соло было исполнено замечательно талантливой певицей Е. В. Дягилевой». Автор заметки добавил, что в последние годы в Перми вообще значительно развилась любовь к музыке и пению под влиянием существующего местного музыкального кружка.
Истоки «Русских сезонов»
На одном из концертов музыкального кружка первый раз перед публикой выступил Сергей Дягилев. Это неудивительно, ведь музыка сопровождала его с самого раннего детства. Сначала его учили Елена Валерьяновна и дядя, Иван Павлович. Затем – Эдуард Эдуардович Деннемарк, который также давал ему уроки немецкого языка.
У Дягилевых часто гостили известные музыканты. Например, в 1889 г. в Бикбарду приезжал блестящий немецкий пианист Альфред Рейзенауэр. Он играл для хозяев дома, и Сергей Дягилев, как он сам вспоминал, был страшно рад такому именитому гостю. Но больше всего он радовался приёзду своей знаменитой тёти – Александры Панаевой-Карцовой. О том, какой она была, скажет хотя бы то, что ей посвятил несколько романсов сам Пётр Ильич Чайковский («Благословляю вас, леса», «День ли царит», «Кабы знала я»). Его младший брат был безумно в неё влюблён, как и многие в то время. Она была очень талантлива и красива. Конечно, бывая у своих родных, Александра принимала участие и в благотворительных концертах Пермского музыкального кружка.
Александра тоже обожала своего племянника. Она всегда внимательно слушала, как он играет на фортепиано, как поёт. Давала советы. Серёжа всегда к ним прислушивался. В 1888 г. он, тогда ученик шестого класса, выступил на литературно-музыкальном вечере в мужской гимназии. Пел, играл пьесы Шопена и Рубинштейна. Через два года в актовом зале Мариинской гимназии на литературно-музыкальном вечере вместе с оркестром Пермского музыкального кружка исполнил первую часть концерта для фортепиано Роберта Шумана (Allegro) и аккомпанировал в Заздравном хоре из оперы Даргомыжского «Русалка». «Пермские губернские ведомости» отметили прекрасное исполнение многих номеров.
В Перми Сергей Дягилев впервые попробовал сочинять музыку. Сохранился его романс, который он написал к годовщине свадьбы родителей на стихи Алексея Толстого «Ты помнишь ли, Мария…». Сергей Павлович думал даже писать оперу, но не стал этого делать.
Весной 1887 г. Дягилевы провели в городском театре «Русский исторический концерт с живыми картинами». В программу включили произведения русских композиторов. Концерт имел огромный успех. Позже Сергей Дягилев, подхватив идею родителей, развил её и поднял на мировую высоту, организовав «Русские сезоны».
Семья покинула в Пермь в начале 1890-х годов. Концерты музыкального кружка навсегда остались ярчайшим событием в истории Перми, оказав огромное влияние на развитие культурной жизни города.
Кстати
«АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по дому Дягилева в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, рассмотреть со всех сторон уникальный памятник импресарио и увидеть другие редкие экспонаты музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
#НеизвестныйДягилев