Кутюр от коми-пермяков. Коллекцию KAMWA показали на Московской неделе моды

Наталия Шостина / Из личного архива

Мода — это не только про тренды с подиумов. В последние годы она всё чаще обращается к национальным и культурным кодам, придающим стилю уникальность и глубину. На неделе моды на волне этого интереса к аутентичности в рамках форума BRICS+Fashion Summit в Москве прошла выставка «Родные мотивы». Об участии в ней, «изюминках» коми-пермяцких и других народных костюмов, а также о собственной семейной реликвии, попавшей на выставку, «АиФ-Прикамье» рассказала директор Пермской региональной общественной организации по продвижению культурных и молодёжных проектов «КАМВА» Наталия Шостина.

   
   

Из Кукушки и Сепыча

«АиФ-Прикамье», Вера Шуваева: Наталия, в Московской неделе моды вы участвовали впервые?

Наталия Шостина: Раньше не раз ездила в Москву на различные модные форумы. В том числе вместе с Леной Стариковой, нашим известным дизайнером. Мы участвовали в показах в ГУМе, на Красной площади, во «Флаконе». Я как режиссёр либо фотограф. А на этот проект попала впервые. Получила приглашение от Московского фонда моды показать аутентичные костюмы народов Пермского края. Отправила фотографии, по которым они выбрали семь костюмов.

Наталия Шостина: «На самом крупном событии в мире российской моды Пермский край был представлен коллекцией, вызвавшей большой интерес». Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

— Расскажите о них подробнее.

— Два коми-пермяцких, в том числе полный комплект (одежда, украшения, головной убор и обувь) из д. Кукушки Кочёвского округа; марийский комплект и отдельно марийский сюртук; костюм староверов из с. Сепыч Верещагинского округа и полные комплекты татар и башкир. Везла всё это из Перми в двух огромных чемоданах.

Когда распаковывала их при подготовке к выставке, организаторы были очень признательны, что могут видеть и настоящую вышивку (к примеру, на красивейшем платье из татарского с. Барсаи), и необычный коми-пермяцкий крой (много-много складочек на сарафане), и ручную работу, особенно ценную в костюме. По сути, это и есть мода от кутюр. Кроме того, уникальность нашей коллекции в том, что в ней отнюдь не музейные вещи. Ещё 30-50 лет назад их носили, надевали по праздникам.

Костюмы из коллекции KAMWA показали на выставке «Родные мотивы» в рамках форума BRICS+ Fashion Summit. Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

— А как создавалась эта коллекция?

   
   

— В 2006-2010 гг. продюсерский центр KAMWA ездил в этнографические экспедиции по районам Пермского края. Записывали аутентичный фольклор коренных народов. Научным консультантом у нас был профессор РАН, историк и этнограф Александр Черных. Я фотографировала всех исполнителей и старалась собрать коллекцию старинных национальных костюмов. Как правило, люди их просто дарили нам. Пополнялась коллекция и потом.

На фестивале KAMWA работали волонтёрами сёстры Надя и Вера Федосеевы из Косинского округа. И как-то они принесли мне в подарок старинный комплект: рубаху и дубас (коми-пермяцкий сарафан) в очень качественную набойку. Перед поездкой в Москву я разыскала Веру и попросила написать несколько слов об этом комплекте. Она сообщила, что делали его, включая набойку, их прабабушка вместе со своей подругой. «Считайте, что ваша семейная реликвия поехала на гастроли», сказала я. Вера обрадовалась: «Как здорово!»

— А от ваших предков осталось что-нибудь, заслуживающее такого же внимания?

— У моей бабушки была шёлковая шаль с большими кистями, купленная ещё до войны. Она тоже участвовала в нашей коллекции. В костюме башкир. Потому что точно такую шаль завязывала для меня бабушка гайна в Бардымском районе. Когда она надела костюм, я, увидев, её шаль, воскликнула: «Ой, у моей бабушки была такая же!» Она ответила: «Сейчас покажу тебе, как завязывают наши женщины». И в фильме, который я там снимала, есть эпизод, где она надевает шаль на тюбетейку и ловко завязывает на одно плечо. Я научилась у неё делать это так же ловко.

Коми-пермяцкие лапти — диковина в наше время. Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

Диковинные лапти

— На выставке «Родные мотивы» аутентичные костюмы демонстрировались на манекенах?

— Да. А рядом стояли манекены с одеждой современных дизайнеров, активно работающих с этнической темой. Интересная связь. Она показывала и сходство дизайнерских костюмов с народными из частных коллекций (помимо нашей там были ещё Русский Север, Кавказ, Якутия и Тува), и эволюцию материалов и форм, без которой невозможно адаптировать традиционный костюм к современной жизни. Проходила эта красивая, стильная выставка в концертном зале парка «Зарядье».

Очень высокий уровень организации: дресс-код персонала, чёткая логистика, невероятный внутренний заряд. Приятно, что было много молодёжи. Все, разумеется, фотографировали. Слышала несколько отзывов от коллекционеров-профессионалов, которые специально приезжали посмотреть нашу одежду: «Очень крутые экземпляры!»

Наталия Шостина на экспозиции. Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

— А что вызывало у зрителей особый интерес, оказалось для них по-настоящему диковинным?

— Многое. Например, у марийцев все платья конопляные, что диковина по нынешним временам. Это же целый процесс, очень долгий по времени. Коноплю надо сначала вырастить, теребить. Потом прядут нитки определённой толщины, красят их в разный цвет, ткут. Получается разноцветная ткань, из которой уже шьют платье. А у коми-пермяков подол сарафана состоит из огромного количества орнаментов: тесьма, вышивка, какой-то пэчворк, кружева, ленты.

Посетители выставки проявляли интерес к старинным национальным костюмам. Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

Снашивалась нижняя часть добавляли новую. Из обуви всех удивляли башкирские сапоги с калошами. Не валенки, а именно сапоги. Кожаные коричневые, с малиновой подкладкой внутри. И на них калоши. И, конечно, коми-пермяцкие лапти. С красными завязками, с внутренним чехлом тоже диковина сейчас.

Пограничное состояние

— В программе любимого многими фестиваля KAMWA существовал проект «Этномода». Тоже про связь современной этнической моды с национальным и культурным наследием.

Да, десять лет проходил этот фестиваль на фестивале KAMWA. И всегда с аншлагом. Я изучала этномоду как культурный код территорий. Шёл постоянный поиск новых авторов, новых тенденций. К нам приезжали модельеры из финно-угорских регионов и из городов Урала, молодые дизайнеры и студенты ведущих российских школ моды, коллекционеры и реконструкторы. KAMWA была витриной свежих идей, площадкой для коллабораций. Именно проект «Этномода» открыл имя Марины Вилисовой и бренда ЭТНОФРЕШ.

— Понятно, какой болью для вас стал 2018 год, когда KAMWA проходила в последний раз.

— Эта боль во мне до сих пор. А буквально на днях пришлось столкнуться с новой ужасной реальностью. Мы в очередной раз лишаемся своего дома. До 31 октября общественная организация «КАМВА» должна освободить подвал Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества, расположенный по адресу: ул. Ленина, 56. В этом подвале, который мы арендовали, у нас и офис, и музыкальная студия, и выставочный зал Пермского звериного стиля, и шоурум KAMWA. Тут также хранятся наши архивы, коллекции, различные артобъекты, фотографии, книги.

— И где теперь это будет находиться?

— Большой вопрос. В своё время мне предлагали и продать коллекцию старинных костюмов, и вывезти их из страны. Но моя позиция однозначна: они должны остаться здесь. В идеале хотелось бы найти какой-нибудь частный этнографический музей, где вся эта аутентика может быть выставлена, где любой сможет увидеть и потрогать эти вещи. Чем больше интересуется человек своими корнями, тем твёрже он стоит на земле. Поэтому так важно не терять своё, самобытное, настоящее.

Костюм староверов из с. Сепыч. Фото: Из личного архива/ Наталия Шостина

— В сегодняшней жизни вам самой хотелось бы использовать что-то из этой коллекции?

— Почему нет? Когда берёшь в руки старинные льняные синие сарафаны от старообрядцев, то понимаешь: вот он – джинс! Наш местный. Домотканый лён, выкрашенный потом в синильных мастерских. Синяя рубаха, синий сарафан, скромный поясок. И никаких украшений, никакого орнамента на подоле или рукавах. Мне кажется, такие сарафаны – очень комфортная, удобная одежда.

ДОСЬЕ
Наталия ШОСТИНА. Родилась в Перми. Окончила ППИ (нынешний ПНИПУ). Занималась компьютерной графикой, дизайном, фотографией, театральными и музыкальными проектами. Директор Пермской региональной общественной организации по продвижению культурных и молодёжных проектов «КАМВА». В 2006-2018 гг. – директор международного этнофутуристического фестиваля KAMWA. Лауреат Строгановской премии за достижения в области культуры и искусства, дважды лауреат премии губернатора Пермского края.