Премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке режиссёра Владиславса Наставшевса и дирижёра Миграна Агаджаняна состоялась в Пермском театре оперы и балета 10 июня.
Премьерные показы пройдут также 11, 12 и 13 июня. А накануне премьеры на брифинге для журналистов исполнители и постановщики приоткрыли некоторые детали нового спектакля. Подробности – в материале perm.aif.ru.
Театральный детектив
«Не хочу спойлерить, но это перевёрнутый «Бал-маскарад», – сказал программный директор театра, драматург Дмитрий Ренанский. – По своему решению он не похож ни на одну из постановок Верди. Спектакль Наставшевса балансирует на очень тонкой грани между традиционным прочтением и абсолютно новым. Но при этом подход к музыкальному материалу невероятно уважительный, что в современном музыкальном театре встречается не так часто».
Тему «режиссёр – композитор» затронул и Мигран Агаджанян. Отметив оригинальность и новаторство Владиславса Наставшевса, он подчеркнул, что его «Бал-маскарад» нигде не противоречит музыке.
«Для меня как дирижёра это первостепенно, – уточнил он. – Влад относится к тем режиссёрам, которые действительно слышат музыку. Для него композитор является авторитетом. К сожалению, не могу сказать так обо всех режиссёрах, в том числе работающих здесь. Почему-то они считают, что вправе игнорировать первоисточник».
Что касается жанра спектакля, то, по словам режиссёра-постановщика, это трагифарс. Действие разворачивается в театре – на территории, где все притворяются кем-то, кем они не являются. При этом у каждого персонажа закреплённая за ним роль. То есть артист Пермской оперы играет артиста безымянного театра, а тот в свою очередь исполняет роль, написанную Верди.
В каком-то смысле пермский «Бал-маскарад» выстроен как детектив. Меняются герои. Меняются обстоятельства, в которых они находятся. Меняется отношение зрителей к ним. Но интерес к спектаклю, уверены постановщики, сохранится на протяжении всех трёх с половиной часов.
Не просто женщина - примадонна
«Моя героиня Амелия – причина главных событий, происходящих в этой опере, – рассказала на брифинге сопрано Элона Коржевич. – Я уже исполняла её, когда работала в Донбасс Опере. Но там была чисто классическая постановка. А здесь она совсем другая. Добавились психологические моменты. Есть где разгуляться, есть что показать. Да и любому зрителю, думаю, интересно посмотреть на жизнь актёра в закулисье. Пермская версия как раз про это».
Если классическая Амелия – это страдающая женщина (любит мужчину, которого не должна любить, и из-за угрызений совести хочет покончить со своим чувством), то Амелия в постановке Наставшевса – в первую очередь примадонна театра. Героиня на сцене и в жизни. И ведёт себя не как жертва, а именно как героиня.
«Не могу сказать, которая Амелия мне ближе, – продолжает её исполнительница. – Но играть эту, переделанную Владом на театральный лад, интереснее. Что-то где-то подобное о таких ситуациях я слышала, что-то сама проживала или хотела бы прожить… Ведь любая жизнь на сцене приобретает твою биографию, наполняется ею».
Кстати, об участии в этой партии заслуженной артистки РФ Вероники Джиоевой Дмитрий Ренанский высказался так:
«Не готов комментировать причины, по которым Вероника прекратила репетиции. Но мы очень надеемся, что она выступит в роли Амелии в следующем сезоне. Это одна из её коронных партий. И она, безусловно, станет украшением нашего спектакля».
На премьерных показах помимо Элоны Коржевич партию Амелии исполнит солистка Большого театра Анна Нечаева. В роли Ренато – Энхбат Тувшинжаргал и солист Мариинского театра Владислав Сулимский. В роли Риккардо – Борис Рудак и Карлен Манукян.
На пермской сцене «Бал-маскарад» Верди - драма о мнимой неверности женщин, трагическом заблуждении мужчин и вездесущем роке – впервые прозвучал в 1966 г. Потом был длительный период забвения. И вот спектакль, без которого трудно представить репертуар любого крупного музыкального театра, возвращается. Возвращается в постановке уже известного пермякам Владиславса Наставшевса - его «Евгений Онегин» совсем недавно принёс Перми очередную «Золотую маску».