«Надо заниматься любимым делом. Тогда оно не воспринимается как работа», – уверена художница из Пермского края, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина Ольга Волкова.
Её живые, проникновенные картины вызывают интерес и в московской галерее современного искусства DA's Art Depot, и в Музее Победы на Поклонной горе, и за рубежом. Они есть в собраниях нескольких российских музеев, в галерее Paul Scott Gallery (США), в частных коллекциях в России, Китае, США, Испании и Шотландии. А первая персональная выставка Волковой «Край вдохновения», проходящая сейчас в галерее «Пермский период», бьёт все рекорды посещаемости. При этом Ольга ещё очень молода: в день открытия выставки ей исполнилось всего 30. «АиФ-Прикамье» встретился с художницей Ольгой Волковой и поговорил с ней о жизни и творчестве.
Легко ли писать снег
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Как отметили юбилей, Ольга?
Ольга Волкова: Открытием своей выставки. Персональная выставка, особенно первая, – событие для любого художника. И я рада, что благодаря поддержке галереи «Пермский период» и галереи DA's Art Depot это случилось в Перми. Приятно, что было много народу. Пришёл даже мой первый учитель Георгий Николаевич Ложкин, у которого я училась в художественной школе в Соликамске. Приезжали мои друзья оттуда.
– Название выставки «Край вдохновения» говорит само за себя. Оно родилось сразу?
– Да. Хотелось объединить впечатления от всего, что меня вдохновляет: от поездок, пленэров, встреч с людьми. Кроме того, существует книга-альбом с таким же названием, в которой собран материал о знаменитой Академической даче им. Репина и о художниках, работающих там уже 140 лет. После защиты диплома я тоже была на Академичке.
– А в Пермском крае какие места у вас самые любимые?
– Конечно, родной Соликамск. Каждое лето приезжаю писать в Тюлькино, на Каму. Люблю нашу Соборную площадь, Троицкий собор, колокольню. В Перми не пленэрила ни разу. Но очень нравятся набережная и театр оперы и балета. Кстати, в этот приезд удалось впервые побывать на Белой горе. Потрясающие впечатления. Жаль, не взяла с собой этюдник.
– Любимое время года для работы?
– Осень. Утреннее и вечернее состояние природы. Хочется и зимой куда-то выбираться, но тут главное – соответствующая экипировка. Хотя могу рассказать такую историю. Три года назад я целый месяц работала на Байкале. Получила эту счастливую возможность, войдя по итогам конкурса в число 100 лучших молодых художников. В последний день пленэра резко похолодало, пошёл снег. А у меня ещё оставался чистый холст. И очень захотелось запечатлеть осеннюю листву под снегом, уходящую вдаль Ангару. Решила: начну писать здесь, а закончу в мастерской. Но процесс захватил настолько, что часа за три всё написала с натуры.
– И холода не заметили?
– Устраивала небольшие перерывы, чтобы погреться. Ещё был момент: из-за сильного ветра холст сначала опрокинулся вместе с палитрой, и всё полетело вниз. Пришлось привязывать этюдник и холст к опорной балке навеса, под которым я стояла. Но это мелочи по сравнению с тем, что родилась картина «Первый снег на Байкале».
Пейзаж или портрет?
– Уже в детстве, наверное, у вас была особая любовь к рисованию?
– Видимо, родители что-то такое во мне разглядели. Отдали в «художку» очень рано, в шесть лет. Поскольку принимали туда с десяти, то два года я ходила в подготовительную группу. А потом в качестве эксперимента меня взяли в первый класс, где я была младше всех. Помимо рисования довольно долго занималась ещё бальными танцами. Но совмещать всё было сложно. В результате выбрала «художку».
– В школьные годы вам нравились те же художники, что и сегодня? Или приоритеты поменялись?
– В школе очень любила Айвазовского, Шишкина. Сегодня больше нравится советский период: Гаврилов, Стожаров, Угаров. Нравится их пастозный мазок, доброта на полотнах. С удовольствием хожу и на выставки импрессионистов. Из них самый любимый – Писсарро. А художник, любовь к которому у меня неизменна, это Репин. Помню, когда окончила десятый класс и мы ездили всей семьёй в Москву, увидела на Арбате книгу о Репине с замечательными иллюстрациями. Родители не раздумывая купили, хотя книга была дорогая и тяжёлая.
– Родители как-то связаны с искусством?
– Нет. Мама – повар, папа – электрик, работал в Соликамске на шахте. Сейчас оба на пенсии. Но они всегда меня поддерживают.
– На вашей выставке пейзажи и натюрморты соседствуют с портретами. Какой жанр вам ближе?
– Портреты. Они у меня преобладают. А на пейзажах я отдыхаю.
– Близких людей писать сложнее?
– По-моему, легче. Близкого человека ты наблюдаешь изо дня в день. Знаешь его привычные позы, колорит в одежде, черты характера. Поэтому у меня есть портреты подруг, старшей сестры.
– А автопортреты?
– Тоже есть. Но они почему-то быстро продаются.
Близость истории
– Особое место на выставке в Перми занимает работа «Эвакуация картин Эрмитажа на Урал в 1941 году». С чем связан интерес к такой теме?
– Когда я училась в художественном училище в Екатеринбурге, то узнала, что в первые дни Великой Отечественной на Урал эвакуировали тысячи полотен из Эрмитажа. Задела за живое близость истории, перекличка с родными местами. И, конечно, подвиг сотрудников музея, спасавших искусство ценой собственной жизни. Уже тогда появились первые задумки. В Академии художеств не раз возвращалась к ним. А с пятого курса начала вплотную заниматься этой темой – и сложился диплом. Сама дипломная работа хранится в Академии, моей альма-матер. На выставке представлен эскиз к ней.
– Ваш диплом удостоился оценки «отлично». В начале прошлого века отличников Академии премировали поездкой в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. Хотели бы и вы побывать там?
– Очень. За границей пока не была ни разу. Италия, родина эпохи Возрождения, – моя мечта. Но красный диплом позволил получить на три года место художника-стажёра в мастерской станковой живописи Академии. И сейчас я занята следующей большой работой.
– Немного о ней, пожалуйста.
– Тема та же, но сюжет другой. Мне показалась интересной эвакуация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Снять её с подрамника и накатать на вал, как это делали со всеми крупными полотнами, ни у кого тогда рука не поднялась. Для неё (единственной!) изготовили специальный ящик, в котором отправили на поезде в Свердловск. Сначала у меня была мысль взять именно этот сюжет в качестве дипломной картины. Но потом выбрала другой, а этим решила заняться после защиты.
– Герои вашей дипломной работы – конкретные персонажи?
– Конкретный – один: директор Эрмитажа в 40-е годы Иосиф Орбели. Долго обдумывала его образ. Делала несколько этюдов, чтобы изучить характер, поймать его главные черты, передать освещение. Не раз слушала во время работы Седьмую симфонию Шостаковича. И мне очень повезло с натурщиками. Актёр и писатель Игорь Миронов по-настоящему перевоплотился в Орбели. Даже подсказал идею поместить в верхний карман его пиджака ручку. Говорит: он – учёный, наверняка носил её с собой. Я пересмотрела документальные фото – и действительно: в кармане у Орбели – ручка!
Остальные герои – обобщённые образы сотрудников музея. Девушку, составляющую опись произведений, писала со своей подруги Юлии Казарикиной. Она, кстати, так вжилась в роль, что работает теперь хранителем в музее Рериха.
– Представьте, что на вашу выставку вдруг заглянул сам Илья Репин…
– О, мне есть что спросить у него! Поинтересовалась бы, на каком разбавителе он писал. И сколько сеансов тратил, чтобы написать портрет.