Переступив порог мастерской скульптора, попадаешь в удивительный мир. Вокруг – гипсовые модели памятников, которые можно увидеть на улицах Перми: врачи Евгений Вагнер и Сергей Суханов, изобретатель радио Александр Попов, профессор Павел Преображенский и другие. Они смотрят на тебя и молчат о чём-то своём. Зато о многом рассказал их создатель, скромный и талантливый мастер Алексей Матвеев.
Пластилиновый чебурашка
Екатерина Горбунова, «АиФ-Прикамье»: С чего началось ваше увлечение скульптурой?
Алексей Матвеев: Когда мне было шесть лет, я слепил из глины, которая в больших количествах лежала рядом с бассейном «Комсомолец» у нашего дома, Чебурашку и Крокодила Гену. Упросил маму разрешить принести их домой. Такая грязища была… Это был мой первый опус в скульптуре. Окончив 8 классов школы, я решил связать свою жизнь с искусством. Поехал в Санкт-Петербург и поступил в художественно-реставрационный лицей, где проучился четыре года.
– Как родные отнеслись к вашему переезду в другой город в таком раннем возрасте?
– Семья была не против. К тому же в Санкт-Петербурге тогда жил мой дед. Но мама сначала поехала со мной, проверила условия, в которых живут студенты.
– Учёба оказала влияние на ваше становление как автора?
– Да, годы тесного общения с Санкт-Петербургом не прошли даром. Тогда я создал свои первые скульптуры. На дворе были девяностые, криминальная хроника у нас была как на ладони. Но мы глубоко погрузились в искусство, посещали музеи, библиотеки, концерты. Вернувшись в Пермь, я стал студентом кафедры скульптуры в Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова. Нас учил Анатолий Александрович Уральский, автор памятников изобретателю Славянову на площади Дружбы и Татищеву на Разгуляе, скульптуры «Разорванное братство» на ул. Сибирской.
– Когда ваша первая работа попала в городскую среду?
– Это была скульптура – фотограф из композиции «Пермяк – солёные уши». Её в 2005 г. мне предложил создать председатель Союза художников Равиль Исмагилов. Я пошёл в секонд-хенд, набрал там одежды под старину. Пригласил натурщика, одел его и, опираясь на образец, сделал фотографа. В 2013 г. я стал автором ещё одной скульптуры – изобретателя радио Александру Попову.
– Почему Попов на памятнике на ул. Ленина в Перми такой молодой? Он изобрёл радио в юном возрасте?
– Было много предложений о том, какой должна быть эта скульптура. Выбрали мой вариант – 18-летнего молодого человека, который окончил Пермскую духовную семинарию и планировал поступить в университет Санкт-Петербурга. Тогда он ещё не изобрёл радио. Мне хотелось передать момент выхода молодого юноши в «открытый космос», в новый мир. В моём проекте у памятника должна была быть интерактивная часть. Приглядитесь: с одной стороны у него приёмник, с другой – передатчик. Подразумевалось, что один человек мог что-то сказать в приёмник, а другой – услышать слова через передатчик. За памятником должен был висеть экран, на котором по ключевым словам мог бы отображаться визуальный ряд. Например, если бы молодой человек через передатчик признавался девушке в любви, на экране появился бы фейерверк и букет цветов. К сожалению, эту идею не реализовали.
– Как вы работаете над будущими образами?
– Создавая крупную работу, я знакомлюсь с историей каждого человека через тексты, фотографии. Нужно понять, чем он жил, увидеть его суть. На погружение в человека может уйти до трёх месяцев. Интересным получился случай с профессором Павлом Преображенским. В пермском архиве я обнаружил письма супруги профессора директору библиотеки Шарцу. Она писала, что его дочь вышла в Перми замуж за научного работника Пермского университета и родила четверых детей. И оказалось, что двое из них, Юрий и Наталья Орловы, живы до сих пор. Мне удалось с ними познакомиться и получить много фотографий профессора, его письма. Кстати, у Орловых при этом обнаружился архив купца и мецената Николая Мешкова. Выяснилось, что Павел Иванович дружил с ним. В итоге этот архив скопировали, передали в ПГНИУ, а копию – в краеведческий музей.
– Были ли ещё в вашей жизни интересные совпадения, связанные с работами над скульптурами?
– Почти все истории людей, памятники которым я создаю, оказываются связаны с историями моих предков. Например, родители изобретателя радио Александра Попова и несколько поколений его семьи были священниками в Кунгуре. И мои предки тоже. Мой отец занимался изысканиями нефтяных месторождений, как профессор Преображенский. Сейчас я работаю над памятником Достоевскому. И выяснилось, что моя бабушка преподавала в Москве на кафедре русского языка и литературы и всю жизнь изучала его творчество.
Путешествие в Китай
– Вы преподавали в Китайском университете. Как вы туда попали?
– В 2003 г. московский живописец Герман Незнайкин позвал меня в команду русских преподавателей для обучения студентов в Китае. Я согласился.
– Какие впечатления остались от жизни в Поднебесной?
– Подходя к институту в Китае, я увидел на его здании четырёхметровый портрет художника Василия Сурикова. Внутри учебного корпуса висели портреты русских композиторов и писателей. Я заметил, что китайцы умеют увидеть в каждом народе лучшее и взять это себе на вооружение. Образец в искусстве для них – Россия. В дизайне – Англия. В архитектуре – Голландия.
– Как прошло знакомство с китайскими студентами?
– Когда меня представили студентам как Алексея Альбертовича, они признались, что не смогут это выговорить. Я сказал, что можно называть меня Алексеем. Они продолжали жалобно смотреть на меня. Тогда я сообщил, что для них я просто Лёша. Лё Ша – похоже на китайское имя. Так меня и называли. В Китае я преподавал три месяца.
Связь с историей
– Заказчики сами вас находят? Или вы их ищете с идеями памятников?
– Работу предлагают заказчики. Интерес к скульптуре растёт. Но площадок для установки памятников в центре Перми уже не так много. Зачастую каждый свободный клочок земли идёт под застройку. В Перми давно не появлялись новые парки.
– Памятники влияют на людей?
– Конечно. Это связь с нашей историей. Они не дают забывать великих людей и события, что важно для молодёжи. Многие деятели, которым мы ставим памятники, свою жизнь отдали служению, отечеству, искусству, науке. И это не просто слова.
– Как вы относитесь к современному искусству?
– В так называемом современном искусстве за формой часто стоит сомнительное содержание. Ярчайший пример – недавно демонтированные «Пермские ворота». Их автор явно не «прочитал» наш город и пошёл по пути, состоящему из стереотипов.
– Что бы вы посоветовали начинающему скульптору? Как стать востребованным?
– Есть стипендии для молодых художников, гранты. Можно участвовать в конкурсах. Но самое важное – у художника должна быть личная мысль, желание что-то сказать. Стремиться нужно не к востребованности, а к решению поставленных перед собой достойных задач.
– В вашей семье кто-то нашёл себя в искусстве?
– Моя жена – художник-график. Средняя дочка (ей 14 лет) учится в художественной школе, очень любит рисовать, хочет стать художником. Старший сын (ему 15 лет) больше увлечён историей, много читает. А младший 10-летний сын пока просто радуется жизни. Ему нравится и рисовать, и книги писать. С интересом следим за его творчеством.